Эластичный выход

Нынешний экономический кризис палеонтологи сравнили бы с глобальным похолоданием во времена динозавров. Большие особи вымерли, а меньшие по размерам смогли приспособиться, найти себе и укрытие, и пищу… Скромная доля Беларуси в мировой экономике – положительный фактор для выхода республики из кризиса, отметил заместитель премьер-министра Андрей Кобяков во время встречи с журналистами. — Есть такая шутка: китайцев с белорусами полтора миллиарда, и китайцев без белорусов полтора миллиарда, — Андрей Кобяков был настроен весьма оптимистично. – Экономика всегда в той или иной степени эластична. И можно найти ниши, которые по эластичности в положительную сторону отличаются от общемировой тенденции. По мнению Андрея Кобякова, нижнюю точку спада производства Беларусь уже преодолела. В последние месяцы темпы экономического роста стабильно зафиксировались на уровне 101,1—101,2 % ВВП. Что касается требований руководства страны к директорам предприятий не работать на склад, но восстанавливать и наращивать объемы производства, то в «этом и заключается управленческое искусство», отметил заместитель премьер-министра... На снимке: в фирменном магазине «Пинскдрев» в городе Минске охотно покупают мебель в кредит.

Нынешний экономический кризис палеонтологи сравнили бы с глобальным похолоданием во времена динозавров. Большие особи вымерли, а меньшие по размерам смогли приспособиться, найти себе и укрытие, и пищу…

Скромная доля Беларуси в мировой экономике – положительный фактор для выхода республики из кризиса, отметил заместитель премьер-министра Андрей Кобяков во время встречи с журналистами.

— Есть такая шутка: китайцев с белорусами полтора миллиарда, и китайцев без белорусов полтора миллиарда, — Андрей Кобяков был настроен весьма оптимистично. – Экономика всегда в той или иной степени эластична. И можно найти ниши, которые по эластичности в положительную сторону отличаются от общемировой тенденции.

По мнению Андрея Кобякова, нижнюю точку спада производства Беларусь уже преодолела. В последние месяцы темпы экономического роста стабильно зафиксировались на уровне 101,1—101,2 % ВВП. Что касается требований руководства страны к директорам предприятий не работать на склад, но восстанавливать и наращивать объемы производства, то в «этом и заключается управленческое искусство», отметил заместитель премьер-министра.

— Конечно, внешние факторы влияют на складские запасы, — проанализировал ситуацию Андрей Владимирович. – Самый пик их роста пришелся на декабрь—январь. Но все, что произведено за март—апрель, продано. С начала года на объем складских запасов начинают действовать сезонные факторы. Отразилась на внешнеэкономической деятельности и курсовая политика: негативно сказывалось ослабление российского рубля. Девальвация в начале года стала глотком свежего воздуха для экспортеров. Сегодня противоположная тенденция: российский рубль укрепляется, и это положительный фактор для нашей промышленности. Но сама по себе девальвация – не панацея. Это своеобразный допинг, а не лечение. Рост складских запасов вызван объективными факторами. Теперь задача – очистить склады и ликвидировать субъективные факторы, которые мешают реализовывать продукцию отдельным предприятиям.

Правительство планирует активно повышать объемы внутреннего товарооборота. Сейчас с Министерством торговли прорабатывается проект по реализации товаров в рассрочку без привлечения банка. Это также будет способствовать разгрузке складов. «Тогда товары не будут лежать по несколько месяцев на складах, а попадут на магазинные полки», — считает Андрей Кобяков.

В целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей планируется оптимизировать и некоторые моменты в налоговой системе. В частности, отменить 1-процентный налог в фонд поддержки сельхозпроизводителей, 5-процентный налог с продаж и снизить нагрузку на прибыль с 24 до 20 процентов. Однако одновременно повысится ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 22 процентов.

— Эти меры не носят фискального характера с точки зрения увеличения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, — заверил заместитель премьер-министра. — У нас есть ряд налогов, которые не являются общепринятыми в мировой практике и которые существенно снижают экономическую конкуренцию наших производителей.

Например, налог в фонд поддержки сельхозпроизводителей носит каскадный характер, в некоторой степени «убивает» стремление предприятий к кооперации. К тому же он не распространяется на импортные товары. Повышение же ставки НДС снизит давление на рынок иностранных товаров и на руку экспортерам. По мнению Андрея Кобякова, подкрепленному расчетами Министерства экономики, 4-процентный рост НДС не должен сказаться на инфляции, так как компенсируется послаблениями по вышеперечисленным видам налогов. К тому же ставка НДС в размере 10 процентов на социально значимые товары останется неизменной.

Конечно, теоретические прогнозы несколько отличаются от реальности, но заместитель премьер-министра напомнил: в начале года в стране выработан механизм удержания розничных цен на экономически обоснованном уровне. Очередной этап реформирования налоговой системы выгоднее проводить летом – это традиционно самый «неинфляционный» сезон.

На снимке: в фирменном магазине «Пинскдрев» в городе Минске охотно покупают мебель в кредит. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter