Экзотика вкуснее в лютый мороз

Где, когда и какие фрукты выгоднее покупать белорусам

Если есть фрукты «правильно», в сезон их массового сбора, можно сэкономить 4050 % своего бюджета на витаминную продукцию

Почему же на белорусском рынке худо-бедно, но некоторым компаниям удается реализовать товар даже по заоблачным ценам?! Сказывается низкая грамотность потребителя, который далеко не всегда способен выстроить шкалу «дорого-дешево» в отношении розничных цен. Обойти все торговые точки, провести сравнительный анализ и сделать самый разумный и правильный выбор — на такое исследование хватает сил, терпения и времени у редких покупателей. Поэтому в магазине, на рынке часто приходится действовать на «авось». Что не всегда финансово выгодно для семейного бюджета. Разберем это на примере фруктов, высокими ценами на которые недавно решили заняться столичные власти.

Действительно, заморскую экзотику дешевой никак не назовешь. Особенно отличаются «кусачестью» цены у лоточников. Вот городские власти и задумались: не пора ли поуменьшить их аппетиты, учитывая льготные условия налогообложения. С одной стороны, вмешательство чиновников в функционирование рынка — не самый лучший сценарий, с другой — иные «торгаши», пользуясь экзотическим статусом своей продукции, пытаются накрутить ценник до предела покупательной способности. Тем более что большинство белорусов не искушены в заморских фруктах и могут принять за чистую монету любые рекламные заверения реализаторов. А ведь цены на заморские витамины зависят от множества факторов.

Некоторые диетологи полагают: организм человека оптимально усваивает продукты, выращенные и произведенные в радиусе не более 300 километров от места его рождения и проживания. У каждой теории есть свои сторонники и противники, но потребительское поведение в отношении заморских фруктов складывается несколько иначе. Помидоры, огурцы, картофель и их «географических собратьев» белорусы готовы употреблять в пищу круглый год, спрос на эти продукты определяется только их ценой. С импортными витаминами ситуация другая: тот или иной плод надоедает большинству покупателей в среднем за 1—1,5 месяца. Если соединить свои кулинарные предпочтения с холодным финансовым расчетом и распределить «витаминную корзину» оптимальным образом во времени, то есть возможность всегда попадать в сезон урожая по каждому плоду, когда цена самая «вкусная». А точнее — низкая.

— Белорусам в некоторой степени повезло, — утверждает специалист управления закупок сети магазинов «Евроопт» Даниель Мусабьемунгу. — Урожай большинства фруктов в Южной Европе и Северной Африке приходится на октябрь—апрель: как раз те месяцы, когда в Беларуси зима и есть спрос на импортные «витамины в кожуре». Конечно, многие виды цитрусовых и других теплолюбивых фруктов на мировом рынке присутствуют круглый год: в летние месяцы, когда большинство средиземноморских плантаций «отдыхают», наступает период сбора урожая в Южном полушарии. Однако продукция с другого конца света, как правило, на 30—60 % дороже из-за высоких транспортных издержек.

Итак, как ни крути, а апельсины, мандарины и киви выгоднее всего есть зимой, а не летом, когда и белорусских ягод и фруктов по приемлемым ценам на рынке вполне достаточно. Специалисты советуют приобретать заморские плоды во время их массового сбора: цена первые 2—4 недели в начале и конце сезона обычно выше на 20—40 %. Ранние и поздние сорта выращивают, как правило, в небольших количествах, поэтому и спрос значительно превышает предложение. Кроме того, «базовые» фрукты обычно более устойчивы к хранению и транспортировке, поэтому их логистика обходится дешевле. Например, последние в сезоне арбузы в конце сентября ведут себя капризно, норовят перезреть на бахче и потерять качество, поэтому требуют ежедневного контроля, заботы и бережного обращения. Соответственно, все хлопоты закладываются в оптовую, а потом перекочевывают и в розничную цену продукта.

В целом же на европейский рынок фруктов (в него входит и Беларусь) влияют несколько основных факторов. Самое интересное, что климатические особенности не самый страшный бич дороговизны для фруктового рынка. Как отмечают специалисты, засуха, ураган, цунами или другие бедствия не могут «накрыть» полностью все государства Средиземноморья. Очаги неурожаев ежегодно вспыхивают в тех или иных регионах, но средние объемы производства остаются достаточно стабильными. Более сильные вспышки дороговизны происходят из-за изменений логистических режимов доставки продукции в страны потребления: вооруженные конфликты, социальные беспорядки и забастовки, пересмотр процедур пограничного контроля. Любые их серьезные корректировки связаны с большими издержками, которые перекладываются на плечи потребителей. Из-за «переформатирования» логистики фрукты могут подорожать на 20—30 %. Кратковременные повышения цен на оптовых рынках часто происходят из-за плохих погодных условий.

— Если в Испании или Франции произошел сильный снегопад, движение по трассам затруднено, то увеличивается время доставки плодов автомобильным транспортом, — утверждает Даниель Мусабьемунгу. — Значит, доставка груза становится дороже. Часто подорожание фруктов связано не с дефицитом предложения у основных европейских операторов оптового рынка, а с нехваткой транспорта для доставки. Особенно серьезно этот фактор сказывается перед большими праздниками.

Правда, Даниель Мусабьемунгу отмечает, что различные кратковременные колебания оптового рынка чаще всего не должны сказываться на розничных ценах. Хотя многое зависит от квалификации специалистов — импортеров этой продукции в Беларусь. «Например, в сети «Евроопт» стоимость фруктов достаточно стабильная и меняется только от объективных сезонных факторов, — отмечает он. — Многие изменения конъюнктуры европейского рынка можно предположить, просчитать и исходя из объемов реализации выправить ситуацию за счет собственного логистического центра. Проблемы с поставками в большинстве случаев возникают у небольших компаний или фирм, которые не имеют средств или жалеют их на инвестиции в выстраивание долговременного сотрудничества с европейскими крупными операторами».

Если следовать за «сезонами массового сбора» заморских фруктов, можно сэкономить на витаминной корзине от 20 % до 50 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter