Куда приведет мир "реабилитация нацизма" ?

Экзотическое завихрение

Куда приведет мир  "реабилитация нацизма" ?
«СБ» от 30.06.2015 г. поместила заметку, которая сообщила о произошедшей жестокой драке в одном из клубов Могилева. Но драке не на бытовой почве или алкогольной. Поводом послужила песня (!), и не какая–либо, а знаковая, одна из самых принимаемых в нашей стране — «День Победы»! Как заключил автор заметки, милицией были задержаны инициаторы — трое молодых нацистов. Автор сделал вывод об их принадлежности к данному политическому течению на основе выкрикиваемых ими речовок и жестов, которые использовали в прошлом фашисты, как только эта песня зазвучала. Пострадали от них люди, оказавшиеся виноватыми лишь в том, что в нашем славном военной историей городе Могилеве пожелали послушать песню «День Победы». Эта информация и послужила поводом к написанию данного отклика.

Полагаю, случившийся инцидент требует общественного осмысления. Более того, надеюсь, это станет стимулом и даст толчок к сдвигу общественной мысли и осознанию важности воспитания в обществе подлинного патриотизма, национального самосознания в интересах социально–экономического развития страны. И попробую свою позицию обосновать.

Казалось бы, уж где–то там у других, но чтобы такое произошло в Беларуси и среди белорусов? Ведь не может подлежать забвению неизмеримое горе, которое принесла на нашу землю война, непомерное количество замученных и заживо сожженных жертв фашистского геноцида. Какую жестокую расправу нацисты чинили над людьми и каковы масштабы тех злодеяний! Война затронула буквально каждую семью в Беларуси. И эту трагедию у нас помнят, как, может быть, нигде в мире. Поэтому и продолжаем трудиться над сохранением памяти о ратном и трудовом подвигах и особое внимание в последние годы уделяется увековечению гражданской великомученической святости наших людей, оказавшихся на оккупированной фашистами территории, но сохранивших верность Родине. Свое отношение к ним мы отражаем в памятниках, литературе, театре, кино. Беларусь отдает дань памяти жертвам той страшной войны.

Забвение же неимоверного множества заживо сожженных в пламени своих хат жертв Великой Отечественной, фашистского геноцида тех лет — убедительное свидетельство того, что истинная святость в таком обществе обречена. Потому что общество без святынь, как и отдельный человек, жить не может.

«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько–нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме еще пущей мерзости» (Ф.М.Достоевский).

Выдающийся монументальный ансамбль «Хатынь» вобрал огромную трагедию погибших мирных граждан Беларуси, в том числе в концлагерях, других местах массового уничтожения. А недавно, 22 июня, состоялся митинг–реквием, на котором Президент страны открыл монумент «Врата памяти». По количеству жертв Тростенец — в одном чудовищном ряду нацистских лагерей смерти: Освенцим, Майданек и Треблинка. Открыт мемориальный знак–памятник в Воложине в память о мирных жителях города, расстрелянных здесь нацистами в 1941 — 1942 годах. Повсеместно облагораживаются места захоронений воинов–освободителей, партизан, подпольщиков. В память об освобождении открыт монумент, посвященный началу операции «Багратион» в Гомельской области.

И этот благородный, пронизывающий душу цикл «СБ» под общим названием «Дорогами горевших деревень»! По сути, теперь еще один наш духовный памятник о войне. Люди рассказывали о том, что видели и пережили, будучи детьми, оказавшись вместе со своими матерями в самом эпицентре ужаса и страданий наедине с нелюдями–извергами. Эти горькие повествования сегодня позволяют нам в полной мере ощутить весь ужас той войны, ее неумолимое смертельное дыхание. Сгоревшие хаты, пепелища, все разграблено, обгоревшие родные тела, осенняя слякоть, сырость, голод и холод, болезни... Миллионы людей остались без крова в результате массового сожжения фашистами советских сел и деревень. Где ютиться людям? Нет лекарств, и к кому обратиться за помощью? В холоде, голоде, умирая от болезней...

Дорогие наши, как же вы настрадались! По–государственному рассуждая, надо бы выпустить этот цикл отдельным изданием, поместить без купюр все, что повидали и поведали люди, их фотографии и фотографии их родных. И это станет еще одним памятником всем тем, кто выжил и кто погиб, — мы не вправе их забывать. Памятником правды о войне, о страданиях, выпавших на долю этих уже пожилых людей, а когда–то детей войны. Когда представляешь пережитое ими, комок подступает к горлу.

Искренне хочется выразить благодарность главному редактору «СБ», авторам цикла за такой памятник, созданный на все времена.

Память — основополагающий строительный материал народа, своего рода духовная и нравственная матрица, хранящая образы близких людей, их впитанные с ранних лет заветы и наставления, представления о добре и зле, предательстве и героизме, справедливости, ценности и жизненные ориентиры. Соответственно совесть — своего рода проекция нашего отношения к происходящему вокруг нас, обостренное чувство стыда и боли за видимое отступление от полученных заповедей и нравственных норм.

Мысль из сказанного вытекает простая: молодежь должна исповедовать духовные ценности, которые исповедовали ее отцы и деды, если мы, конечно, хотим воспитать подлинно патриотическую молодежь. Искреннего же патриотизма без бережного отношения к святыням Отечества не бывает. История здесь является одним из инструментов воспитания, когда прошлое влияет на настоящее. Конечно, патриотизм воспитывается также разумным устройством государства, его осмысленной политикой, его развитием и процветанием. Нет во всем сказанном ни грана нового. Нас всегда так воспитывали.



Наверное, в Беларуси на выходку, послужившую основанием и поводом для данного материала, можно было бы посмотреть как на некое экзотическое завихрение. Или отнести ее к обычной неблагодарности потомков. Но на самом деле все это крайне опасно. Почему все же подобное стало возможным у нас? Анализ откликов на наш первый материал («СБ» от 28.05.2015 г.) показал: «перезагрузка» мировоззренческих установок требуется не только молодежи, но и лицам, несколько перешагнувшим принятый социологами молодежный возрастной рубеж. Тем более что мы вынуждены жить в своеобразном информационном поле, создаваемом вокруг нашей страны. По известным причинам Беларусь находится под особым вниманием внешних сил и стремлением их усилить на нас идеологическое воздействие. По сути, все, что выстроено в Беларуси по защите общества от фальсификаций, создано, а теперь и держится на плечах и выдающейся, не побоюсь этого слова, позиции Главы государства. У нас нет покровительственного отношения государства ко всякого рода антисоветчикам, как это имеет место повсеместно на просторах бывшего СССР. Можно себе представить, в какой социальной среде могли бы мы оказаться, не занимай он такую позицию. Наглядным и болевым для всех нас примером служат сегодняшняя Украина, Прибалтика, Молдова. Общества разделены, но их людям надо продолжать жить.

В мире происходит ползучая реабилитация нацизма. Вещь эта весьма опасная. И закрывать на нее глаза нельзя. Это не шуточки. Гестапо не сразу достигло полной зрелости и возникло во всей «красе». Нельзя забывать один из уроков Второй мировой войны: фашизма не бывает чуть–чуть, совсем немного. Фашизм с исторической неизбежностью порождает обгорелые трупы мирных граждан. И тревога в мире по этому поводу нарастает.

80 лет назад состоялся VII конгресс Коммунистического интернационала, который впервые в мире рассмотрел и дал социальную характеристику фашизму, а также назвал причины прихода его к власти и задачи в борьбе с ним. Тогда начали бить тревогу, но, к сожалению, не все в мире услышали и сумели адекватно оценить возникшую опасность. Закончилось же все мировой войной и Нюрнбергским процессом.

И вот спустя 80 лет, 4 июня текущего года, в городе Никосия (Кипр) по инициативе Прогрессивной партии трудового народа Кипра (АКЕЛ) состоялась международная конференция «Опасность фашизма и реакционных сил в эпоху империализма и войн». В ее работе приняли участие представители 55 левых партий. На ней, в частности, выступил президент Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) Никос Пападимитриу, с большой тревогой говоривший о растущем влиянии фашистских и националистических идей на молодежь, росте числа фашистских групп по всему миру: «Они атакуют прогрессивные силы, особенно коммунистов. ЕС пытается переписать историю и вычеркнуть вклад Советского Союза в победу над фашизмом!»

Фактически единственной политической силой, способной и желающей противостоять распространению обновленной фашистской угрозы, выступает левая альтернатива. И попытки ослабить эти прогрессивные движения означают — дать дорогу для развития фашизма. Так, может, прав молодежный лидер: такую цель как раз и вынашивают в ЕС?

Очевидно, не без того. По крайней мере, логика действий ПАСЕ подводит к подобному выводу. Имею в виду их резолюцию «Воссоединение разделенной Европы» от 3 июля 2009 г., отождествившую коммунизм и нацизм, на которые в равной степени возложена ответственность за развязывание Второй мировой войны. Вот как славно! Ленина, Сталина, коммунизм хороним, а по Европе бродит призрак «гитлеризма».

На философском языке, исходя из принципа несотворимости в жизни, ничего не может появиться из ничего. Чтобы где–то утверждалось одно, необходимо отринуть другое, противоположное. При этом голого отрицания ради отрицания не существует. Вслед за отрицанием одних идей в общественной жизни происходит утверждение других (позитивных или негативных). Исследование тех или иных явлений необходимо вести в единстве с условиями и причинами их возникновения. Надо это понимать и соответствующим образом строить работу. На заброшенном огороде блаженствуют только сорняки.

Так что же такое происходит и какие факторы влияют на мировоззренческие позиции в обществе и нынешней белорусской молодежи в частности? Конечно, чтобы это раскрыть в полной мере, понадобилось бы написание целой монографии. Газетный формат суживает наши возможности. Выделим только те моменты, которые, на наш взгляд, необходимо рассматривать как определяющие. Причем покажем их в максимально возможном повествовательном изложении без жесткой структуризации.

Антисоветизм. Да, что касается белорусских СМИ, то их государственная часть в основном занимает четкую позицию. Влияние на общество так называемой желтой прессы ограничено, и в целом по этой теме она представляет собой лишь перепевку российских источников. Основная проблема исходит от «продвинутой эхомосковской» праволиберальной интеллигенции. Откуда в основном и получаем информацию.

Постсоветское толерантное время породило особый род либералов и «патриотов» (современный аналог «смердяковщины»), степень ненависти которых к советскому периоду настолько высока, что, по их убеждению, все в советском прошлом было жестоко, кроваво. СССР они трактуют только как тотальное пугало. В любом, даже самом неподходящем случае стараются лягнуть и бросить тень на советское время. Их представление о нашем прошлом порой находится просто за пределами адекватности.

Превратности финала советской жизни — перестройки — заслонили в воспоминаниях многих более ранние реалии. Сознательно или по недомыслию, но периоды нашего развития не учитываются в анализе и перестроечные особенности проецируются в целом на все советское время. Такой подход, в принципе, методологически неверен. Это относится и к крупным событиям, и к частностям нашей прошлой жизни. В постсоветский период в целом об экономике СССР стало модно писать небылицы. Величайший подвиг во время войны продолжился подвигом стремительного восстановления разрушенного войной народного хозяйства. За пять первых послевоенных лет прирост промышленной продукции по сравнению с 1940 (довоенным) годом увеличился более чем вдвое. Была преодолена американская атомная монополия.

Сегодня ерничают по поводу того, что, мол, День Победы объявили выходным только в 1965 году, в 20–ю годовщину. Да, так. Но не прятали и не переставали гордиться. Однако не веселились. Оттого, что двадцать лет страна залечивала страшные раны и одновременно напрягала все силы, создавая ту же атомную бомбу, прежде чем позволить себе ликовать, а не проливать горькие слезы, оплакивая миллионы и миллионы своих погибших родных. Не мог народ праздновать. И только тогда, когда раны более или менее зарубцевались, стало возможным устроить, и пока он таковым и остается, «праздник со слезами на глазах».

Проблемы, которые нарастали в советской жизни, включая перелом к товарному дефициту на потребительском рынке (на языке политэкономов это называется существенным нарушением баланса между товарными и денежными потоками), действительно имели место (хотя ныне товарный дефицит сменяется денежным). Однако начали они ощущаться лишь с конца шестидесятых. И порождены были не плановой системой, а, наоборот, элементарным игнорированием ее основ — сбалансированного и пропорционального развития народного хозяйства. Напутали в хозяйстве и в теории. Как раз–то на этот счет и предупреждал Сталин: «Напутаем в теории — нам смерть, смерть, смерть». То есть проблемы для СССР начались позже, они восходят к сомнительным системным преобразованиям, которым подвергся Советский Союз уже после своей самой значительной победы, одержанной советским народом в «холодной войне», — преодоления американской атомной монополии. Плодами этой победы, о которой никто не вспоминает теперь, Россия пользуется до сих пор, гарантируя свой государственный суверенитет. Если, кстати, не брать в расчет имеющееся у нее ядерное оружие, то на сегодняшний день Россия — заурядная региональная держава. Безусловно, если бы в 1970 — 1980 гг. все средства нацеливались на наращивание производства продовольствия и предметов длительного пользования, не было бы ни развала великой страны, ни десятков миллионов искалеченных судеб. И это спустя уже десятилетия становится все более очевидным, когда оцениваешь, какое оставлено колоссальное материально–техническое, научное и культурное наследие. И самое, может быть, невосполнимое — утрата своей защищенности на будущее.

Советский период разным был, и в нем переживалось всякое. А трагическое и драматическое, что случалось, конечно, в советское время, происходило во все времена и во всех странах. Когда мы у себя уже не одно десятилетие подряд затеваем разговор о необходимости покаяния за сталинизм, почему–то никто не обращает внимания на то, что покаянной литературы о фашизме в Италии, Венгрии, Японии и, наконец, Германии нет, и там никто с таким сладострастием не раздирает свои язвы, как делаем это мы у себя.

И что получили? Глубочайшее и мучительное для огромной массы советских людей крушение идеалов, пожинаем горькие плоды дезориентации общественного сознания, плененного ложными догмами прошлого и настоящего, сформировалось чувство скептицизма и равнодушия.

Поэтому отдать должное советскому периоду — значит показать, что мы не будем отказываться от нашей истории, и тем самым выбить из рук очернителей их важнейшее идеологическое оружие — антисоветизм.

Более того, попытки придать экономическому поражению СССР в «холодной войне» характер неизбежного и неотвратимого — огромная ошибка. И не исключено ее целенаправленное использование с тем, чтобы обесценить «национально ориентированные силы» отечественной экономической науки и управления, дезориентировать их и подчинить якобы более правильным, справедливым и достойным «интеллектуальным» силам западной экономической модели, да еще однобоко представленной.

Кто и как только не трактовал в последние десятилетия события Великой Отечественной войны, пытаясь оболгать подвиг советского солдата–освободителя! Советский Союз обвинили в агрессии. Дело дошло до того, что уже утверждают, будто СССР такой же агрессор, захватчик и оккупант, как и Третий рейх. Не только И.В.Сталина, но и Г.К.Жукова начали именовать не избавителями мира от «коричневой чумы», а чуть ли не мясниками, закидавшими трупами красноармейцев доблестный вермахт. Обвиняют, что и жили не так, как надо бы, и воевали не так, и защищали не ту страну — советскую, сталинскую. И все свои гадости связывают с так называемой «новой» оценкой войны и нашей Победы — мол, «мы ищем правду о войне». Дело довели до того, что вообще объявляют «насквозь лживой» советскую историю войны. Много чего успели наговорить за «перестроечно–постперестроечные» годы.

Сегодня просматривается явное намерение вообще изменить роль Великой Отечественной войны в мировой истории, свести ее восприятие к обычной череде трагических исторических событий, просто к войне «1941 — 1945 годов», морально уравнять понятия «Великая Отечественная война» и «Вторая мировая война». В этом огромная несправедливость, недомыслие, а то и сознательная ложь. Да, для остального мира война 1941 — 1945 гг., возможно, оказалась всего лишь Второй мировой. Но для наших соотечественников она была именно Великой. Великой по глубине трагедии, масштабам принесенных жертв, причиненных материальных потерь, по степени и массовости героизма фронтовиков и тружеников тыла, по «калибру» свершенных тогда подвигов и принятых решений, поистине судьбоносных для Отечества. Отсюда, думается, столь масштабные мероприятия, приуроченные к 100–летию годовщины начала Первой мировой войны, и уже знакомые перепевы по поводу того, что Первая мировая война — одна из тех страниц истории, которая чаще всего искажалась и замалчивалась, она еще не изучена до конца, и нынешним историкам предоставляется обширное поле для работы. Как говорится, камень брошен, а там посмотрим.

О вкладе наших государственных деятелей и военачальников, о тех личностях, которые создали наше государство, защищали от врагов, отдавая силы и порой жизни, надо было бы в первую очередь говорить молодым и делать все, чтобы славные имена сохранились и оставались живой памятью. А что видим?

Жизнь великих людей изображают как череду мелких измен и бытовых пороков, опошляют великих людей какой–нибудь «клубничкой», густо замешанной на лжи, передергиваниях, фальсификации. Это не просто болтуны, это хуже. Совести у них нет.

Хватает совести подключать к этому даже таких одиозных личностей, как «писатель» Суворов (Резун), который свою жизнь проживает во лжи, для которого не было и нет ничего святого. Он судом обвинен в предательстве своих товарищей и заочно приговорен за это и тем не менее получает возможность для публикации и распространения в России, а следовательно, и у нас своих «откровений» тиражами во многие сотни тысяч экземпляров. Печатать книжки разгромленных врагов и предателей собственного народа, что может быть более кощунственным? Галиматью, которую столь широко начали пропагандировать, что она даже стала восприниматься в общественном сознании, особенно в молодежной среде, как истина! Стал этаким историческим гуру для «митрофанушек» на тему Сталина и войны.

Включил недавно телевизор. И хочу подчеркнуть, было это вскоре после того, как отметили 70–летие Победы, прошло шествие «Бессмертный полк». Какой огромный народный выдох уважения к подвигу! Казалось бы, наконец начинается осознание того, до чего уже дошутились с историей. А тут кого вижу? Вещает все тот же Суворов (Резун). И о чем? Мол, о каком победителе в войне идет речь, где он? Нет Советского Союза, тогда о чем можно говорить? Конченый циник, если не сказать проще — просто полная мразь.

Отсутствие же на сегодняшней карте Советского Союза, этого субъекта Победы в Великой Отечественной войне, не означает, что 70 лет назад ее одержал какой–либо иной субъект. Победа, о которой идет речь, была общей, и ее герои для народов постсоветских государств — также общие. Разумеется, в 1941 — 1945 годах не могло быть и не было «изолированных» заслуг и жертв народов республик, существовала единая страна, единый многонациональный народ. Да, искренне всеми выделялась Беларусь — за свою особую жертвенность и героическое сопротивление врагу. Но это исходило от испытавших жизнь людей, от души, с теплотой. Приведу слова фронтовика, выдающегося советского поэта, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Егора Александровича Исаева, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Однажды он так сказал: «Белорусы — удивительные люди! Сколько в них чистоты! Белоруссия всегда лежала поперек Западу на пути к Москве. И сколько там железа, в Белоруссии, сколько там сожженного. А народ–то самый чистый, самый добрый и верный!..»

Есть единый и единственный назначенный историей день Победы — общий и неразделимый для всех народов СССР: 9 Мая. Одно главное памятное место, где 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы, — Красная площадь Москвы как столицы победившего многонационального союзного государства — Советского Союза. Ныне на картах мира нельзя также найти городов–героев Ленинград и Сталинград. Но городом, изменившим ход Второй мировой войны, был именно Сталинград, а не Волгоград, а выстоял против фашистской блокады Ленинград, а не Санкт–Петербург.

Хотя чему тут удивляться? Ведь мы молчим и позволяем утверждать, что СССР — империя зла. Отсюда оправдывается и все, что делалось для его разрушения. Оправдываются самые гнусные поступки, будь то служба фашистским захватчикам в годы Великой Отечественной или сотрудничество с западными спецслужбами сегодня, предоставляется моральное право проходимцам и шкурникам, предавшим Родину, своих товарищей ради личной выгоды (тот же Резун), выглядеть в собственных глазах идейными борцами с «заразой», к которой стали относить коммунистические идеалы. Невиданно массовым был в годы Великой Отечественной войны героизм советских людей, но предатели тоже были. Появлялись в советское время и перебежчики вроде Резуна. Оправдания им нет.

Сергей ТКАЧЕВ, кандидат экономических наук.


Советская Белоруссия № 181 (24811). Вторник, 22 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter