Эксперт на тонкой ножке

Сомелье в Беларуси можно пересчитать по пальцам одной руки

Профессиональных сомелье в Беларуси можно пересчитать по пальцам одной руки

Сомелье – это человек, который знает о вине, без преувеличения, все. Отпив глоток и выдержав паузу, он непременно скажет что-то вроде: «Дом Периньон» урожая 1985 года». По вкусу он может определить сорт, возраст вина, страну изготовления… Винные рестораны Франции, Испании без собственного сомелье – как театр без вешалки. В Беларуси дипломированных винных мастеров – единицы. Один из них – Алексей Михальчик (на снимке), победитель многих национальных и международных конкурсов профессионального барменского мастерства. Он рассказал мне о своей необычной профессии.

Алексей окончил кулинарное училище с красным дипломом, специальность – официант-бармен. У него за плечами БГЭУ, экономика и управление гостиничным и ресторанным хозяйством. Сейчас работает в одном из минских ресторанов.

Заниматься всерьез винами начал почти пять лет назад. Индивидуально обучался по классу сомелье в Одессе, Москве (в Беларуси подобных школ не существует). Работал на виноградниках, участвовал в дегустациях в Бургундии во Франции.

— У каждого вина своя история, – говорит Алексей. – Только ее не узнаешь, пока не попробуешь напиток на вкус. Вино – это живой продукт. Все, что связано с вином, можно сравнить с жизненным циклом человека. Оно, как и человек, рождается, взрослеет, стареет и умирает, имеет свои достоинства, а порой и недостатки…

– Наверняка, прежде чем наполнить бокалы, вы проделываете целую церемонию?

– Безусловно! Ведь правильно открыть бутылку – это искусство. Пробку, например, вытаскивать нужно строго вертикально. Посмотреть на нее, понюхать, положить на блюдечко клиенту. Чем не церемония!

Кстати, именно в этот момент многим сомелье становится ясно, разбирается ли гость в вине. Если человек даже не посмотрел на пробку, значит, не разбирается. Ведь пробка многое говорит о напитке. Содержимое некоторых бутылок переливают в графин. Иногда вино должно еще постоять – дать осадок. Это может занять как 15 минут, так и час.

– Выходит, у каждого вина свой характер! И сколько «нравов» на вкус вы можете определить?

– Из 10 смогу узнать 8, а погодя и оставшиеся распознаю.

Иногда Алексею приходится дегустировать гораздо больше десяти вин. Естественно, если сделать глоток из каждого бокала, трезвым остаться невозможно. Но истинным сомелье, как оказалось, достаточно омыть рот напитком. Поэтому дегустации заканчиваются с трезвым и ясным умом.

Винный мастер многое может рассказать не только о самом напитке, но и о бокалах, в которых его принято подавать к столу. Скажем, для красного вина обычно используют бокалы в виде большой чаши с широким горлышком. С их помощью вино раскрывает свой аромат и лучше наполняется кислородом. Бокал в виде тюльпана, с небольшим углублением у основания – самый подходящий для подачи белого вина. А для шампанского нужны высокие бокалы с зауженным горлышком. Это позволяет пене удерживаться на краях бокала.

Поинтересовалась у винного мастера, что он думает о культуре пития в Беларуси.

– Она у нас оставляет желать лучшего, – считает Алексей. – В белорусских ресторанах ее практически не развивают. В магазинах, даже самых известных, нет консультантов, которые могут помочь определиться с выбором напитка. Иногда я интереса ради прошу продавцов подсказать мне вино. Они путаются в элементарном: что подают к рыбе, а что к десерту. Та же картина во многих ресторанах. Я ведь не представляюсь сомелье, поэтому официанты и бармены уверены, что я знаю не больше других. Зачастую слышу от них полную ерунду.

Алексей считает, необходимо правильно преподносить информацию о пользе и вреде алкоголя, печатать специализированные статьи, создавать кулинарные передачи на ТВ, предотвращать массовое потребление дешевого и некачественного алкоголя.

Самое дорогое вино, которое пробовал Алексей, оценивается от одной до десяти тысяч евро за бутылку. Это самое престижное вино мира: «Романе Конти Гран Крю» из Бургундии, «Шато Петрюс» из Бордо. Наверняка после таких элитных напитков пить что-то другое вообще не хочется…

– Хорошее вино не обязательно должно быть дорогим, – говорит белорусский сомелье. – У меня нет любимого напитка, так как вина и многие другие напитки определяются мною в зависимости от того, где, с кем и что я буду есть. Но отдаю предпочтение белым винам. Они более универсальны. С ними отлично сочетаются овощи, рыба, кролик, телятина, свинина и даже говядина.

– В чем для вас выражается вершина мастерства? — спросила я Алексея напоследок.

– В профессиональном плане я еще не достиг своего потолка, – скромно ответил он. – Настоящий сомелье должен знать несколько языков, иметь колоссальный опыт работы, участвовать в чемпионатах, дегустациях, периодически посещать винодельческие хозяйства стран мира. Одним словом, работа сомелье не из легких, но этим хочется заниматься.

Фото: архив Алексея Михальчика

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter