Эксперимент на себе

Минэкономики определилось с участниками эксперимента по стимулированию промышленного производства в нынешнем году.
Минэкономики определилось с участниками эксперимента по стимулированию промышленного производства в нынешнем году. В правительство для утверждения передан список из 35 предприятий. Все они, как правило, работают вполне стабильно и имеют потенциал для достаточно активного развития. Итог аналогичного прошлогоднего проекта был неоднозначным. Из 28 участников эксперимента только 19 реально сумели воспользоваться предусмотренными преференциями. Тем не менее в Минэкономики уверены, что идея не лишена рационального зерна. Стоит признать, основания для этого есть.

Как рассказала заместитель директора департамента экономики промышленности, транспорта и связи Министерства экономики Людмила Чеглик, суть проекта в том, что для стабильно работающего предприятия заранее определяется объем основных налогов, который оно должно уплатить в течение года. За основу берется сумма платежей предыдущего периода, которая умножается на задание прироста производства и прогноз роста цен на промышленную продукцию. А изюминка в том, что если предприятие сработает лучше, а начисленные налоги окажутся больше, то в казну все равно идет рассчитанная раньше сумма. Все остальное остается в полном распоряжении участника эксперимента.

Директора идею оценили, увидели в ней стимул экономического роста. Тем не менее первая попытка показала, что трафаретный подход способен выхолостить весь смысл эксперимента. Например, для Белорусского металлургического завода прогноз прироста производства определили 7 процентами. Однако для предприятия, еще в 1999 году вышедшего на уровень 1990-го и работающего сегодня с 20-процентным превышением проектной мощности, это слишком высокая планка. Сегодня здесь и десятую процента роста воспринимают как победу. Активизировать процесс поможет реконструкция. В этом году БМЗ завершает ее вторую очередь, но реальный экономический эффект она даст лишь годом позже. Наверное, это необходимо учитывать.

Еще на один момент обращают внимание на заводе им. Вавилова, также участвовавшем в эксперименте не совсем удачно. Основных причин две. Во-первых, слишком поздно начали. Фактически проект действовал лишь во втором полугодии. Во-вторых, в расчет налогов был заложен завышенный показатель прироста промышленных цен, что и не позволило добиться ожидаемого результата.

А в свете унификации условий хозяйствования в рамках союза России и Беларуси эксперимент может выглядеть и вовсе неоднозначно. При определенных условиях предприятие значительно уменьшает налоговую нагрузку. Это вполне может быть расценено как завуалированное предоставление индивидуальных налоговых льгот, что идет вразрез с недавними договоренностями на высшем уровне. Предоставление нашим заводам смягченного налогового режима российские коллеги могут воспринять, мягко говоря, без энтузиазма.

Кроме того, следует иметь в виду, что 35 предприятий - это еще не весь реальный сектор экономики. А что делать остальным? Вариантов решения этой проблемы пока не видно. Эксперимент продолжается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter