Экран в сеточку

Даже самая обычная вышка, увешанная передатчиками сотовых операторов, может быть объектом пристального внимания и интереса...

Даже самая обычная вышка, увешанная передатчиками сотовых операторов, может быть объектом пристального внимания и интереса. И не только злоумышленников, которые думают, как преодолеть преграды и умыкнуть несколько десятков метров дорогого кабеля. За антеннами тщательно наблюдает группа энтузиастов из любительского проекта Belnetmon. Они словно заправские следопыты бегают по городу с грудой мобильных телефонов, постоянно задирают голову и что–то помечают в своих блокнотах. Кажется, у этих людей своя система ориентирования в городе — по базовым станциям. Сразу оговоримся, для молодых людей это — хобби. Но для мобильных операторов, пожалуй, та еще заноза. Ведь, по сути, любители контролируют работу профессионалов.


Конечно, кому понравится, когда информация о просчетах и недостатках моментально попадает в интернет? Для операторов было бы лучше, если бы сведения направлялись напрямую техническим специалистам. Публично признать свои ошибки готов далеко не каждый. А еще там появляются данные, которые сотовые компании предпочли бы скрыть — параметры связи и точки расположения базовых станций. Порой кажется, что передатчики скрывают намного тщательнее, чем корабли в известной игре «Морской бой». Просто так выдать координаты прямому конкуренту? Нет уж, увольте... Но снова и снова на разведку выходят «мобильные шпионы».


Джентльменский набор любого нетмониторщика включает в себя несколько мобильных телефонов разных сотовых операторов, в которых установлены необходимые программы, и компьютер с доступом в интернет. «Фиксируем адрес антенны, ее порядковые номера, расстояние, мощность сигнала, частоты», — загибает пальцы один из них. Все изменения появляются на карте. Удобно и абонентам, и специалистам! Рядовые пользователи увидят, где можно ожидать перебоев в связи, а «технари» — проанализировать соответствующие цифры и устранить недочеты.


— Недавно тестировали сеть life:) на трассе Брест — Москва, — вспоминают ребята. — На границе Минской и Витебской областей на протяжении нескольких минут отсутствовала связь. Причем из–за пробела в цепочке базовых станций. Обратили внимание — вскоре пробел устранили.


Подобных историй в арсенале нетмониторщиков со стажем хватает. Вспомните, как мы сами в квартирах некоторых домов, чтобы поговорить по мобильному телефону, подбегали к окну. Это все из–за неправильного расположения базовых станций, настройки параметров, перегрузок. Помарки, ошибки, помехи вмиг вычисляют энтузиасты, и, вот наглецы, сразу на форум — на всеобщее обозрение. Чем–то все это напоминает игру в казаков–разбойников. Только здесь реально помогают абонентам слышать друг друга.


...Отправляемся к универсаму «Соседи» на улице Калиновского. Место для любого нетмониторщика достаточно приятное. Урбанистический пейзаж дополняют сразу три вышки мобильных операторов. Но я начинаю всерьез волноваться о своем здоровье. Не опасен ли высокочастотный «набор»?


— Вовсе нет, — успокоили меня ребята. — В Минске есть дома, где уже установлены и по пять. Во–первых, чем меньше расстояние между базовыми станциями, тем ниже мощность их излучения. А во–вторых, чем дальше установлено необходимое оборудование, тем сильнее мощность передатчика телефона. Но при правильном применении настроек непосредственно под антенной оно минимально. К примеру, если пытаешься разговаривать, например, в лифте, организм получает максимальное облучение. Санитарные нормы и так жесткие. Сейчас, кстати, чтобы решить проблему, ставят небольшие локальные антенны, которые помогают обеспечить связью, к примеру, только один этаж здания. Они есть, например, в «Бизнес–центре XXI век».


Правда, эти точки привлекают внимание не только нетмониторщиков, но и пенсионеров, которые борются с мобильными вышками радикально — пишут жалобы в соответствующие инстанции.


— Операторы платят за аренду крыш достаточно крупные суммы, — замечает нетмониторщик. — В таких домах можно было бы запросто снизить стоимость коммунальных услуг. Претензий стало бы намного меньше.


Да уж, действительно, нетмониторщиков можно назвать независимыми исследователями сотовой связи. Представители проекта есть по всей стране. Их помощь принимают и сами сотовые операторы.


— Таких специалистов еще нужно поискать, — в один голос твердят представители мобильных операторов МТС и life:). — Благодаря им мы быстро можем корректировать огрехи в сети. Иногда даже сами обращаемся за помощью.


Например, именно нетмониторщикам предложили тестировать новинку от компании life:) — связь третьего поколения 3G. Для этого некоторым представителям проекта даже раздали специальные тестовые карточки. В конечном итоге выиграли абоненты.


Прямая речь


Денис Блищ, шеф–редактор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях onliner.by:


— Для операторов независимый нетмониторинг — это прекрасная возможность сдавать тест на качество собственных сетей без больших затрат. По большому счету, они должны говорить спасибо бесплатным помощникам. Особенно — на этапе быстрого строительства сети. Технические специалисты операторов внимательно следят за деятельностью «ловцов базовых станций». Ведь благодаря нетмониторщикам компании могут быстро вылавливать недочеты и ошибки в построении и исправлять их в кратчайшие сроки. Хотя операторы предпочитают ориентироваться на субъективные ощущения собственных абонентов, которые направляют жалобы в колл–центры, а уже после на их основании проводится проверка качества сигнала силами самих компаний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter