«Теарт–2015» - тут штормит и укачивает, но это лучше, чем штиль

Экологически чистый театр

За окном прекрасная золотая осень. В кружке теплый чай. Легко на душе, горячо в батареях. Что еще нужно, чтобы продолжить плавный культурный серфинг на неспокойных волнах международного театрального фестиваля «Теарт–2015». Тут штормит и укачивает, но это лучше, чем штиль.

Четырехчасовой спектакль «Латышская любовь» Алвиса Херманиса по традиции собрал аншлаг. На показе сидели даже на ступеньках. 13 гротескных новелл о встречах по объявлению о знакомствах, разные по настроению зарисовки из современной латышской жизни оказались близки и понятны. Оказывается, никакие экономические реформы не спасают от банального одиночества, когда и поговорить–то не с кем. Как никакой другой из спектаклей Херманиса, виденных в Минске, этот напоминает об общих культурных кодах, о десятилетиях вынужденного сожительства прибалтов с дружной советской семьей без границ и виз.

Бельгийско–швейцарский спектакль «Старина Монк» оказался разбитным раскрепощенным кабаре в джазовом стиле. Актер Йоссе де По, сопровождаемый трио музыкантов (фортепиано, бас и ударные), проживает на сцене вариации на тему кризиса уже не среднего, а пожилого возраста. Его герой — мятущийся и экспрессивный интеллигент — вспоминает недавние события жизни, анализирует полученные впечатления, преобладают в которых отрицательные, тяготится нахлынувшим одиночеством, вспоминает свою любовь. У трио музыкантов такое выражение лица, как будто всю эту исповедь слышат они впервые. Заканчивается все ироничной фотосессией в стиле ню.

Безалаберный Йоссе де По обрушивает на зрителя свой фотоальбом, где предстает в разных ракурсах, но одинаково беззащитным, таким клоуном от Феллини. Странное дело, но такой хорошо скроенный моноспектакль без изысков способен вдохновить и настроить на мажорный лад. Его можно показывать как на большой сцене, так и в маленьком кафе. Театр клубного формата и позитивного настроения.

Немецкий спектакль «Враг народа» театра «Шаубюне» в постановке руководителя труппы Томаса Остермайера по норвежскому классику Генрику Ибсену, напротив, оказался большим неторопливым полотном. Действие пьесы XIX века Остермайер перенес в современность: джинсы, кожаные куртки, чистые офисные воротнички. Домашнее рок–музицирование под микрофон. Настоящая немецкая овчарка в роли немецкой овчарки. Каждое ее появление зритель встречал вдохновенно и восторженно. Собака знала свою роль назубок и даже умудрялась в некоторых сценах играть без поводка, демонстрируя полную погруженность в материал.

В театре им. Маяковского режиссер Никита Кобелев тоже переносил действие в современность, а на афише красовался ироничный слоган «Банду Стокмана под суд!». (Стокман — фамилия главного героя.) Пьеса Ибсена о круговой поруке в провинции, где через одного каждый друг другу — брат, сват или кум, — идеальное вместилище для деклараций и лозунгов.

Первый час от занудного реализма Остермайера сводит скулы. Нестерпимо давит мысль, что драма о правдолюбце Стокмане будет идти два с половиной часа без антракта. Но потом происходящее затягивает, хотя эмоциональной полноты в актерской игре и не хватает. Играют отстраненно, с холодным носом. А когда вдруг в зале включают свет и спектакль превращается в городское собрание, во время которого зрителей сначала попросили проголосовать за позицию героя, а потом и высказаться, стало совсем весело. (Хотя по мне все эти хождения в зал — жуткая попса.) Молодой зритель сравнивает героя Ибсена с Христом, городит какую–то эзотерическую околесицу, известный культуролог и педагог Юлия Чернявская, тоже взявшая слово, посоветовала герою поостеречься и еще раз все взвесить.

Собрание оказалось очень живым моментом спектакля Остермайера, неожиданно гармонично срифмовавшимся и с нашими реалиями. В какой–то момент я ждал, что раздастся фраза из «Гаража»: «Товарищи, кто–то запер дверь!», но закончилось все иначе: доктора Стокмана быстренько забросали ведрами с разноцветной краской и обсуждение закончилось. Так и проходил актер Кристоф Гавенда в мокрой одежде до финала. Вот он, звериный оскал капитализма. А то, как виртуозно немецкий театр вальсирует от реализма к сатире, не может не вызывать восхищения. Даже голова закружилась. Предвосхищаю сегодняшний свой фестивальный культпоход на «Онегина» — спектакль новосибирского театра «Красный факел». Режиссер, между прочим, Тимофей Кулябин, тот самый, кто поставил скандальную оперу «Тангейзер». Уверен, что и Пушкина этот режиссер прочел не канонически.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 197 (24827). Вторник, 13 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter