Экологи переходят в наступление

Ставки экологического налога существенно увеличатся.
Ставки экологического налога существенно увеличатся. Насколько именно - выяснится, когда Совмин рассмотрит новую редакцию постановления "О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ".

Повышение ставок в идеале должно стимулировать переход предприятий на безвредное производство. Коптящим заводам сейчас выгоднее заплатить небольшой налог, чем внедрять "чистые" технологии.

Причиной повышения является и недостаток средств в целевых природоохранных фондах, которые более чем на три четверти формируются за счет экологического налога. По информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, поступления в фонды снизились в эквиваленте с 64 миллионов долларов в 1996 году до суммы почти в десять раз меньше в 2001-м. Доля экологических платежей едва дотягивает до одной-двух десятых процента от ВВП. Для сравнения: в отнюдь не самой благополучной Мексике эта доля составляет 1,2, в Польше - 1,6, а в Дании, например, целых 5 процентов.

В то же время экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, который терпит государство, а вместе с ним и налогоплательщики, вполне осязаем. Белорусские ученые, например, подсчитали, что он составляет

в нашей стране по крайней мере 4 процента ВВП.

Могилевский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с региональным управлением внутренних дел провел недавно операцию "Чистый воздух", направленную на снижение выбросов в атмосферу от автотранспортных средств. Как рассказал начальник отдела госконтроля за использованием и охраной атмосферного воздуха областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Михаил Стукалов, было проверено 198 автохозяйств, предприятий и организаций, 13 станций технического обслуживания. 1 авторемонтный и 1 автосборочный заводы. Проверяющих порадовало, что на многих предприятиях приобретают газоаналитическую аппаратуру для контроля автотранспорта, ведут журналы замеров, заводят индивидуальные карточки автомобилей, организовали выборочные проверки автомобилей на токсичность отработанных газов перед выходом на линию и при возвращении в гараж. На должном уровне поставлен контроль экологической безопасности автомобилей в РУП "Могилевоблгаз", ОАО "Могилевлифтмаш", на Бобруйском гидролизном заводе, ГАП-1, в Шкловской автоколонне облпотребсоюза, Костюковичском РУД КАП N 8, Славгородской ПМК-247.

А вот на Могилевском автозаводе имени Кирова выявлено наибольшее количество автомобилей с превышением нормативов по токсичности. Экологически опасные машины обнаружены также в Шкловском автопарке N 5.

В целом за период проведения операции "Чистый воздух" на предприятиях и непосредственно на дорогах области было проверено 8.702 единицы транспорта. У 12 процентов из них обнаружили превышения установленных нормативов по токсичности и дымности. И хотя в прошлом году "дымили", отравляя атмосферу, 14,4 процента от проверенных автомобилей (значит, количество нарушителей уменьшилось), все же приведенные цифры не радуют. Ведь известно, что даже в промышленном городе наибольшее количество вредных веществ попадает в атмосферу не от фабрик и заводов, а от автомобилей.

Кстати, самый "грязный" автотранспорт на Могилевщине - в Кличевском районе, где 30,5 процента из проверенных машин не соответствует установленным нормам, а самый "чистый" - в Кировском.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter