Эхо музыки

30 лет назад в огнях ГРЭС вспыхнула удивительно яркая искра, не гаснущая до сих пор, — ансамбль танца «Журавинка»?»
Если вы приедете в Белоозерск, вам непременно покажут ГРЭС. «А что еще замечательного имеется в вашем городе?» — спросите вы у гида. Такого вопроса тут только и ждут. «Неужели вы не знаете, — зададут вам встречный вопрос, — что 30 лет назад в огнях ГРЭС вспыхнула удивительно яркая искра, не гаснущая до сих пор, — ансамбль танца «Журавинка»?»

Ансамбль, в котором выступают 120 танцоров в возрасте от 5 до 16 лет, в разные годы представлял Беларусь на различных фестивалях в Польше, Австрии, Украине, России, Прибалтике, Молдове, Болгарии. Интересный факт: когда составляется культурная программа «Дажынак» любого уровня, «Журавинку» автоматически включают в список выступающих. Ансамбль трижды подтверждал звание образцового, в советские годы удостоен премии Ленинского комсомола. Так что действительно есть кем гордиться жителям Белоозерска!

...В городе живут 15 тысяч человек, и каждая семья прямо или косвенно связана с электростанцией. Ее называют Березовской потому, что сначала на территории Березовского района построили саму ГРЭС, а уже потом рядом вырос город энергетиков. Жизнь рабочего городка в первые годы его существования мало–помалу начала приобретать классические черты, замыкающиеся в том числе и на извечном вопросе: куда пойти, куда податься? Школьникам идти было откровенно некуда — театров, сами понимаете, тут не открывали. Правда, энергетики построили Дворец культуры. Но в него местная молодежь попасть особо не стремилась — скукотища там царила страшная. Ну разве что танцы по выходным были небольшой альтернативой сомнительным уличным «развлечениям»...

Так продолжалось до тех пор, пока в Белоозерск не приехала выпускница Гродненского кульпросветучилища Елена Быкович. Приехала и заявила администрации ГРЭС: «Дайте возможность создать для детей танцевальный коллектив, и никто больше не назовет Белоозерск бандитским городом». Ее условия выполнили — дали деньги на создание «Журавинки»... И с тех пор — уже 30 лет — в милицейских сводках УВД Брестского облисполкома город энергетиков если и проходит, то по пустякам. По крайней мере, что касается детской преступности.

Поначалу Елене Николаевне было очень тяжело. Из–за нехватки средств приходилось по нескольку месяцев работать без аккомпаниатора, со слезами выбивать деньги на костюмы. Был случай, когда «Журавинку» не взяли на престижный конкурс в Брест как раз из–за отсутствия костюмов. Вот тогда Елена Николаевна поклялась себе во что бы то ни стало сделать «Журавинку» коллективом с таким именем, перед которым с легкостью открывались бы любые двери. Этого можно было достичь только большим трудом, изнурительными репетициями. Чтобы дети в добровольном порядке согласились пойти на это, от руководителя ансамбля требовался огромный талант. У Елены Николаевны, как выяснилось, талант был. И сегодня «Журавинка» танцует в костюмах от мастеров минского оперного театра.

Любопытно, что из 120 юных танцоров «Журавинки» 50 — мальчики. Такая «гендерная» пропорция держится вот уже 30 лет. И это не случайно. Елена Николаевна говорит, что, по большому счету, именно ради мальчишек и создавался ансамбль.

«Где мальчишки из рабочего городка могут увидеть красоту? — спрашивает меня руководитель ансамбля. — Только на сцене. Кто может уберечь их от влияния улицы? Только красота. Продержавшись в ансамбле хотя бы 2 — 3 года, любой из этих мальчиков может держать в руках целый класс. Всех покорят его воспитанность, выправка, наконец, кругозор. Ведь мы много ездим по свету, много чего видим. Наши дети хорошо учатся, потому что они дисциплинированны, собранны, организованны. За 30 лет через «Журавинку» прошло более тысячи детей. Мамы приводят их во дворец пятилетними, а забирают уже 16–летних. И все эти годы во время репетиций я ловлю себя на мысли, что меня больше тревожит не постановка танца, а то, почему пассивен сегодня Андрей, чем встревожена Ирочка. И я не успокаиваюсь, пока не найду ответы в детских глазах. А иначе нельзя. Ибо танец — не только правильное техническое исполнение движений. Это жизнь на сцене. И она должна немножко отличаться от той, которая ждет ребенка за дверями дворца».

Сегодня в Белоозерске состоится юбилейный концерт «Журавинки». Накануне Елена Николаевна сказала мне, что к нему все готово и что никогда прежде ей и ее воспитанникам не удавалось достичь такой высоты.

— Высота — это что? — уточнил я.

— Это когда танец становится эхом музыки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter