Неповторимый Олег Даль: 45 лет фильму «Приключения принца Флоризеля»

Его высочество, полковник и попугай

Приключенческий телевизионный мини‑сериал «Приключения принца Флоризеля» не снискал фестивальных наград — они редко доставались детективам. Однако ценители справедливо включают 3‑серийное произведение режиссера Евгения Татарского в золотой фонд советского кинематографа. И в самом деле, авантюрное, местами откровенное пародийное повествование — своего рода вершина развлекательного жанра. А уж как хорош в роли скучающего принца неподражаемый Олег Даль!


Сценарий Эдгара Дубровского базировался на миксе двух повестей Роберта Льюиса Стивенсона — «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи»: в наследии классика неоромантизма это вещи не столь знаменитые, как «Остров сокровищ» или перипетии доктора Джекила и мистера Хайда. И все же Дубровского заинтересовал этот небольшой цикл, объединенный персонами главных героев — эксцентричного принца Флоризеля и его верного помощника полковника Джеральдина. Правда, режиссер, готовый взяться за работу, нашелся не сразу.

Режиссер «Ленфильма» Евгений Татарский вспоминал: «Однажды я пришел в редакцию телевизионного объединения играть в шахматы. Переставляю фигуры, а рядом лежит какой‑то сценарий. Мне говорят: «Кстати, возьми почитать. Предлагали одному режиссеру, но ему сценарий не понравился». Я взял и очень увлекся. Снял пробы, которые тоже никому не понравились, хотя снимал тех актеров, которые потом играли в фильме. Киноначальство заявило, что у Даля пустые глаза, а Игорь Дмитриев уже надоел. Правда, насчет Баниониса ничего не сказали, он тогда уже был народным артистом, депутатом. Я возразил: «Если вы знаете, кого надо снимать, то берите и сами снимайте». А за мной уже была пара удач: за короткометражный фильм я получил приз на международном фестивале в Мюнхене, вышел фильм «Золотая мина», который был обласкан критикой. Кончилось тем, что мне разрешили снимать…»


Любопытно, что в трактовке шотландского классика принц Флоризель по образу ближе скорее к Банионису — это упитанный, вальяжный человек в летах, а служащий ему полковник Джеральдин, наоборот, молод. Однако то, что хорошо в литературе, плохо в кино: увидеть романтического героя‑авантюриста в пухлом толстячке затруднительно.
Единственным, кто, по мнению режиссера, годился на роль принца, был Олег Даль с его тонкими чертами лица, музыкальными пальцами и аристократической повадкой. Строгий интеллигентный Игорь Дмитриев великолепно вписался в образ преданного полковника, стоически терпящего все выходки своего господина, несмотря на то что в ходе авантюр гибнут члены его семьи. Ну а Банионису досталась фактурная роль главного злодея Ника Николса, Клетчатого, — вполне респектабельного с виду, но чудовищного внутри руководителя Клуба самоубийц. Правда, между Далем и Банионисом на тот ­момент был конфликт: однажды они уже работали вместе и Даль назвал старшего коллегу слабым актером. Однако несколько дней на съемочной площадке, когда артисты работали в паре, расставили точки над «i»: Даль оценил талант Баниониса и, поскольку умел признавать ошибки, принес ему извинения.


Протестовало киноначальство и против Любови Полищук, которую Татарский видел в образе Жаннет, соблазнительной подручной Клетчатого: нос утиный, ноги и руки большие — ну какая из нее красавица? Внешность Полищук не соответствовала принятым тогда канонам красоты, однако режиссер настоял на своем. Нежную и трепетную Елену Соловей он также снял в нетипичной для нее роли — расчетливой и лживой генеральши Венделер. Засветились в фильме в небольших ролях Игорь Янковский (сын Ростислава Янковского), Михаил Пуговкин, Владимир Матвеев, Владимир Басов, сыгравший инспектора полиции, и даже совсем юный Владимир Шевельков, которому было еще очень далеко до будущей славы гардемарина. 
Кстати, эпизодическую роль — преступника в инвалидной коляске — сыграл поэт Илья Резник, обладающий фактурной внешностью. Он же написал и пару романсов для фильма, правда, прозвучал в итоге только один — в исполнении Елены Соловей.
Съемки велись частью в Прибалтике и Ленинграде, частью на солнечном юге. Сочи, Гагры, Адлер, Пицунда — пребывание в курортном раю в разгар сезона весьма вдохновляло съемочную группу. Любови Полищук режиссер поставил условие — никакого загара, кожа должна быть аристократически бледной. Актриса добросовестно прятала лицо под шляпкой, купаясь и загорая в шесть утра, до начала съемок. И тут подоспел сюрприз от костюмеров — роскошное платье с потрясающим декольте! В итоге гримерам пришлось применять специальный осветляющий состав — иначе было не добиться белизны мраморной кожи в глубоком вырезе, которой требовал образ Жаннет.


Костюмные страдания накрывали и Олега Даля: в первый же съемочный день он поскандалил с костюмером. Казалось бы, подтвердил свою репутацию капризной и неуравновешенной звезды, но… претензии были по делу. Принц Флоризель — богат и элегантен, он не может появиться в кадре в кургузом пиджачишке, кое‑как подколотом булавками! Эмоциональные замечания артиста возымели толк, и гардеробом Флоризеля занялись всерьез, насколько позволяли выделенные на съемки скромные финансы. Герой Даля меняет парики и усы, причем местами весьма комично — в те годы СССР сходил с ума по «Песнярам», мужская часть одной шестой части суши с энтузиазмом отращивала растительность на лице, подражая участникам коллектива. Вот и Флоризель в первой серии картины появляется с роскошными усами а‑ля Владимир Мулявин. На аскетичном и узком лице Даля они смотрелись, конечно, презабавно. И таких «пасхалок» в фильме великое множество: Татарский снимал иронический, пародийный детектив, закладывая отсылки к западным кинолентам и, как бы мы сказали сегодня, «мемам» своего времени.

Впрочем, киноначальство эту иронию не считало: режиссеру поставили в вину то, что Даль якобы «смакует монархические традиции». Что делать? Татарскому пришел в голову великолепный ход — добавить закадровый текст. Идея родилась во время прослушивания радио: режиссер услышал знакомый голос Игоря Дмитриева в каком‑то радиоспектакле. Дмитриев был настолько хорош в амплуа рассказчика, что именно его герою режиссер поручил закадровое повествование, буквально за несколько часов набросав искрометный, насмешливый текст.


Фильм был закончен и готов к показу в 1979‑м, однако все‑таки пролежал на полке еще два года. Виной тому неудачное название: изначально картину ничтоже сумняшеся так и обозначили — «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», ровно как Стивенсон прописал. Но, поскольку к титулованным особам в СССР относились без пиетета, а сериалов НТВ еще не существовало, название сочли более чем неудачным. Да и Даль в роли скучающего наследника престола был чрезмерно обаятелен. Словом, выпустили киноленту Татарского в телеэфир под названием «Приключения принца Флоризеля» лишь в 1981‑м...

КСТАТИ

Один из героев фильма — говорящий попугай ара по кличке Фери, питомец принца Флоризеля, по ходу сюжета изрекающий фразочки типа «Государство — это я». В реальности умную птицу звали Вака, и он был настоящей находкой для кинематографистов. Вака на самом деле говорить не умел, в кадре он грыз кедровые орешки, а его реплики были озвучены позднее. Однако ара оказался таким веселым и приятным в общении, что потом в течение многих лет неоднократно получал предложения о съемках. Так, в 1980‑е он стал «соведущим» передачи «Кружатся диски» на ленинградском телевидении, а также снялся в музыкальном фильме «Как стать звездой», выросшем из этой популярной программы. Позже звездный попугай засветился в сериалах «Убойная сила» и «Фаворит», в новогодних огоньках и рекламных роликах.

К СВЕДЕНИЮ 

«Портрет Клетчатого», написанный в духе кубизма, по которому главного злодея опознают члены Клуба самоубийц, равно как и другие абстрактные полотна, фигурирующие в фильме, нарисовал художник‑постановщик Исаак Каплан. Несколько лет пролежав после съемок в запасниках киностудии, картины украсили интерьер особняка сэра Трелони Хоупа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным.


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter