Его Величество Закон

Сегодня во Дворце Республики начнет свою работу республиканская научно-практическая конференция Актуальные вопросы нормотворчества в Республике Беларусь.
Сегодня во Дворце Республики начнет свою работу республиканская научно-практическая конференция Актуальные вопросы нормотворчества в Республике Беларусь.

О нынешнем состоянии и перспективах этой важнейшей сферы деятельности по просьбе корреспондента СБ рассказывает директор Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Игорь АНДРЕЕВ.

- Игорь Степанович, почему столь представительная конференция проходит именно сейчас?

- Учитывая, что недавно избран новый состав депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, было принято решение обсудить в самом широком кругу весь комплекс проблем, касающихся законодательной деятельности. Организаторы - а это Администрация Президента и наш центр - полагают, что этот диалог позволит обсудить общие проблемы и задачи, наметить пути делового и конструктивного их решения и будет способствовать скорейшей адаптации наших парламентариев к законотворческой деятельности, которой им придется заниматься ближайшие четыре года.

На конференции выступят глава Администрации Президента Михаил Мясникович, Премьер-министр Владимир Ермошин, председатель Палаты представителей Вадим Попов, представители судебной власти, ученые.

- Три года назад Президент Александр Лукашенко поставил перед вашим коллективом главную задачу - создать единую республиканскую систему законотворческой деятельности. Что удалось сделать в этом направлении?

- Когда Национальный центр только приступил к работе, наше законодательство было достаточно противоречивым, многочисленным, трудным для правоприменительной практики. И самое главное - значительное количество законов было весьма невысокого качества, поскольку какая-либо серьезная предпроектная подготовка вообще отсутствовала. Таким образом, накопилось множество недостатков, которые надо было исправлять. Поэтому и был создан Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте.

За это время в нашем законодательстве произошли значительные перемены: по сути, была заложена правовая основа развития нашего государства. Можно много говорить о самых передовых реформах, но без соответствующей правовой базы все эти слова носят лишь декларативный характер. Как, допустим, еще несколько лет назад можно было серьезно рассуждать о рыночной экономике, если отношения в этой сфере регулировались Гражданским кодексом 1960 года? Сейчас подобные несоответствия устранены, более того - происходит постоянное обновление законодательной базы, формирование которой осуществляется при непосредственном участии центра, обеспечивающего профессиональный подход к законотворчеству. За время работы Палаты представителей предыдущего созыва одних только кодексов было принято 17! И эта цифра говорит сама за себя.

Начиная с 1998 года подготовка законопроектов осуществляется в соответствии с планами, которые утверждаются указами Президента. Сегодня в их подготовке участвуют все заинтересованные органы и ведомства. Вырабатывается согласованная позиция, которая предусматривает баланс интересов государства и общества, а также учитывает точку зрения депутатов, Президента, исполнительной и судебной ветвей власти.

Законодательно установлена практика проведения экспертизы всех законопроектов, которые попадают в Палату представителей. Положительные сдвиги произошли в сфере формирования и подготовки сводов законов Республики Беларусь. Кстати, эта работа очень объемная - она предполагает проведение инвентаризации всего законодательства, его переработку и приведение в более стройную систему. Именно инвентаризация позволяет выявлять все противоречия и пробелы законодательства.

Важным шагом в совершенствовании законодательства, формировании правовой основы государства стало принятие закона о нормативно-правовых актах, который закрепил единый в республике порядок их подготовки, принятия и опубликования.

Но тем не менее проблемы пока есть. Нас по-прежнему беспокоят недостаточное в ряде случаев качество законов, не всегда надлежащий уровень предпроектной подготовки, научного обоснования, анализа необходимых материалов. Не устранены и недостатки в планировании. Мы полагаем, что нужно планировать не только подготовку отдельных законов, но и пакет подзаконных нормативных правовых актов, которые направлены на их реализацию. Это необходимо, чтобы закон не зависал в воздухе, а сразу же начинал работать. Есть вопросы, связанные и с подготовкой свода законов. Эта работа требует согласованности всех заинтересованных сторон. Сегодня, скажем, лицензирование определенных видов деятельности регулируется у нас более 130 постановлениями правительства. И это, видимо, не совсем правильно. Если государство считает, что какие-то виды деятельности должны лицензироваться, значит, должны существовать и единые критерии, общие подходы. Мы в ходе работы над сводом законов предполагаем наряду с другими видами систематизации выявлять такие многочисленные нормативные правовые акты и консолидировать их.

- Какие важные законодательные акты сейчас находятся в работе?

- Целый пакет проектов уже направлен в парламент. Думаю, что на весенней сессии депутаты смогут обсудить закон об уполномоченном по правам человека. Много у нас накопилось проблем, связанных с принятием гражданства, и это найдет отражение в новом законе. Предполагается дополнить Гражданский кодекс вопросами регулирования деятельности некоммерческих организаций, арендных отношений, рынка ценных бумаг. На стадии подготовки находится и закон о социальных льготах. В общем, работа предстоит большая, ответственная, и рассчитана она на годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter