Эффективна ли защита потерпевшего?

Первый замминистра юстиции провел прием граждан в Чаусском райисполкоме

Прием граждан в Чаусском районном исполнительном комитете, который провел первый заместитель министра юстиции Беларуси Александр Билейчик, оставил хорошее впечатление. Люди в этом немного удаленном от областного центра городке (до Могилева 36 километров) живут трудолюбивые, честные, совестливые. На прием граждан в Чаусах пришли те, кто действительно нуждается в оперативной поддержке и помощи. Среди них Галина Карапаева, Вячеслав Беленков, Екатерина Петровская и другие. На вопросы граждан первым заместителем министра юстиции Беларуси Александром Билейчиком были даны исчерпывающие ответы. По текущим вопросам, не требующим отлагательства и обращения в иные государственные органы, поручение об исправлении выявленных в ходе приема граждан недостатков дано местным органам власти.

Правда, решая вопросы, касающиеся жилищных и социально-бытовых проблем, эффективной защиты прав и интересов конкретного человека, некоторых моментов применения на практике тех или иных нормативных правовых актов, отдельные посетители пытались косвенные обстоятельства и причины представить объективными.

Хотя надо признать, что проблемы, с которыми сталкиваются граждане, порой и не бесспорные. В некоторых же случаях корни ошибок кроются в нашем правовом сознании, а в ряде случаев — в юридической безграмотности граждан. Были на приеме у первого заместителя министра юстиции со своими наболевшими вопросами Иван Леоненко и Александр Данилов. Как следовало из рассказанных ими эпизодов, правоохранительная система, к сожалению, не всегда способна видеть в конкретном случае процессуального субъекта, способного самостоятельно отстаивать свои права. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, интересы потерпевшего не всегда совпадают с общественными, поэтому правоведы предложение наделить его правом, определять объем обвинения не всегда принимают всерьез. А находясь в таком положении, потерпевший не интересен и виновному: не простил, простил – от этого наказание сильно не зависит.

Во-вторых, существует мнение, что интересы обвиняемого — забота защитника, а интересы потерпевшего – дело прокурора: он призван добиться, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Результат общеизвестен: защита интересов потерпевшего, компенсация причиненного ему совершенным преступлением материального ущерба превращаются иной раз в трудноразрешимую проблему. Отголоски рассмотрения подобных дел слышны до сих пор.

Виновный отбывает наказание и часто не в состоянии компенсировать причиненный потерпевшему вред. В результате интересы последнего оказываются ущемленными дважды: первый раз — преступным посягательством, второй – в результате непогашения или частичного погашения материального и морального ущерба. Общий итог известен. Тот же Иван Леоненко, как следовало из его рассказа, до сих пор ждет компенсацию за преступление (хищение), совершенное несколько лет назад.

На очередном приеме граждан в Чаусском районе все записавшиеся получили содержательные ответы на интересовавшие их вопросы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter