Необходимо сконцентрироваться на внутренних резервах повышения эффективности экономики

Эффект внутренних резервов

Не игнорируя внешние факторы, необходимо сконцентрироваться на внутренних резервах повышения эффективности экономики

Геоэкономика бурлит неожиданностями и неопределенностями. И работать в таких условиях очень даже непросто. Но выскажу крамольную мысль: не слишком ли мы много внимания обращаем на внешние факторы? Несомненно, наша открытая экономика предполагает зависимость от экспортно-импортных рынков, как и в целом мировой конъюнктуры. Но не только она определяет наши успехи и неудачи. Чрезмерное увлечение геоэкономикой иной раз принижает наши возможности. В конце концов, нашу экономику формирует не кто-то там в Вашингтоне, Брюсселе или даже в Москве или Пекине. Ее создаем мы сами. Соответственно, логично не только учитывать внешние позитивные или негативные влияния, но сконцентрироваться на совершенствовании внутренних процессов. Нет предела совершенству, как и повышению эффективности — отдельных отраслей и экономики в целом.


Конечно, наша открытая экономика взаимосвязана с внешним спросом на готовую продукцию и предложением сырья. По многим векторам сегодня царит волатильность. Но геоэкономические неурядицы не являются безусловным оправданием национальных результатов. Расти или падать вместе с региональным или мировым рынком — самая прозаическая и легкая концепция бизнеса. Но в том-то и заключается талант руководителей, чтобы не плыть по течению вместе с мировой конъюнктурой, а вырабатывать такую стратегию, которая позволяет динамично развиваться если не при любой геоэкономической погоде, то, по крайней мере, плыть своим курсом, в какую бы сторону ни дул ветер. Если попутный — идти на всех парусах. Если встречный — идти переменными галсами. И, возможно, медленнее, но продвигаться вперед, к намеченной цели.

А для этого нужны инновации. В самом широком понимании этого слова. Начиная от совершенствования принципов управления экономическим кораблем и заканчивая системами навигации, обучения команды и еще множеством других составляющих. Инновации-то не заканчиваются на технологических ноу-хау. Не стоит забывать про инновации в сфере разработки стратегии, управления, маркетинга, продвижения и все другие составляющие, которые и определяют в конечном итоге конкурентоспособность. Как отдельных предприятий, так и отраслей и государства в целом.


У небольших экономик есть множество объективных недостатков в конкуренции в глобальном пространстве. Но есть и неоспоримое и огромное преимущество — гибкость и эластичность. Будем реалистами: на мировой рынок в своих сегментах могут влиять только две компании — БелАЗ и «Беларуськалий». Только эти два флагмана обладают значимой долей на глобальном рынке. Остальные компании и даже целые наши отрасли являются в лучшем случае значимыми игроками на региональных рынках. В глобальном разрезе по объемам производства продукции они почти незаметны. И в этом есть огромное преимущество: всегда можно найти ниши, чтобы пристроить свою продукцию. Большим, гигантским производителям лавировать намного сложнее: при падающих рынках их давят собственные большие размеры. И даже эффект масштаба не помогает.

Другой вопрос, что необходимо выстраивать соответствующую стратегию, чтобы она позволяла из любой ситуации выходить с «нулевым результатом»: если в одном сегменте провал, то неминуемо будет повышенный спрос в другом. И в итоге всегда удается показать положительный результат. Надо отметить, что некоторые наши компании могут похвастаться такими стратегиями. Широкий спектр продукции отечественного машиностроительного комплекса позволяет всегда лавировать. На самом деле практически никогда не возникает таких ситуаций, когда техника не нужна вовсе. Да, в целом по укрупненным рынкам может быть спад или рост. Но если их «разобрать» на ниши, то оказывается, что в них тренды могут развиваться совершенно по-разному. Или, например, наш Белорусский металлургический завод. Он производит строительную арматуру, трубы для нефтегазовой индустрии, бортовую проволоку и металлокорд (используются для выпуска резинотехнических изделий и шин), прокат для автомобильной промышленности. На рынке случаются разные нюансы, но одна из ниш всегда живая и позволяет удерживать финансово-экономические показатели на приемлемом уровне.


Разных успешных примеров можно приводить много. Другой вопрос: как мне кажется, сегодня логично и даже необходимо пересматривать и перестраивать стратегию, исходя из современных реалий бесконечного количества неопределенностей.
Сегодня уже главное не столько прогнозирование и планирование, сколько гибкость, мобильность и вариативность. Надо признать: ныне прогнозирование и планирование практически невозможны в прямом понимании этого слова. Сегодня геополитические процессы слишком сильно влияют на экономические, поэтому они становятся непредсказуемыми. В такой ситуации принципиально важно повышать управляемость, делать этот фактор стратегически важным.

   В том числе с точки зрения формирования производственных мощностей, сразу закладывая возможность оперативного перехода на выпуск других видов продукции. По большому счету это — один из принципов мобилизационной экономики, о которой в последнее время много говорят. И на Востоке, и на Западе. Но, кстати, рискну напомнить: во время «холодной войны» если не все, то многие предприятия в считаные дни и недели могли перейти на эти самые мобилизационные рельсы и начать выпускать продукцию, необходимую для повышения обороноспособности страны. Пример взят не для пропаганды милитаризации. Но сам принцип организации производства, бизнес-процессов, в целом стратегия выглядит очень актуально сегодня с точки зрения того, как предприятия могли оперативно реагировать, меняя вектор промышленной специализации. Представляется, этот опыт ценен сегодня. Когда многое в мире неясно, то логично изначально в архитектуру и отдельных компаний, и отраслей, да и в целом экономики закладывать принципы мобильности и возможности оперативно переходить на выпуск той продукции, которая востребована рынком здесь и сейчас. Или той, которая сегодня наиболее востребованная и маржинальная.

Конечно, для этого нужно изменить многие подходы. Тем не менее время сегодня требует оригинальных решений. И без мирового опыта. Этот самый опыт уже стал историей. И годится для использования в условиях глобальной экономики, которой уже, по сути, нет.


volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter