Февраль ознаменовался падением курса ряда валют

Эффект домино

Февраль ознаменовался падением курса  ряда валют. Так, на прошлой неделе резко девальвировался молдавский лей, потеряв 17,2% своей стоимости по отношению к доллару США (стоимость доллара возросла с 20,5 до 24 леев, в обменных пунктах доходя до 28 леев). В целом с начала года молдавский лей потерял более четверти своей стоимости.

В конце прошлой недели произошла девальвация азербайджанского маната (порядка 30%), вызвав панику среди населения страны и ажиотажный спрос на продукты первой необходимости. Случившееся уже назвали «черной субботой».

С аналогичными трудностями столкнулась и Грузия. Если в конце прошлого года доллар стоил 1,8 лари, то в минувшую среду курс составил 2,34 лари за доллар. Правительство страны признало сложившуюся ситуацию валютным кризисом и объявило о начале переговоров с МВФ по оказанию экономической помощи.

Наконец, вполне ожидаемая девальвационная волна накрыла Украину. Курс гривны падал практически непрерывно с начала политического кризиса в конце 

2013 г. Однако на этой неделе гривна вошла в настоящее пике. На черном рынке доллар торгуется по курсу 45 гривен. До начала политического кризиса курс составлял 8 гривен за доллар, а гривна была одной из самых стабильных валют в СНГ.

Непростая ситуация складывается и в экономике Казахстана. Тенге уже пережил 20-процентную девальвацию в феврале прошлого года, что вызвало недовольство населения. Сейчас курс тенге остается стабильным, однако, по мнению многих экономических экспертов, в ближайшее время Казахстан вынужден будет пойти на очередную девальвацию. Это связывают с падением курса российского рубля, что приводит к удешевлению российского импорта и формирует ажиотажный спрос на него среди казахстанских потребителей. А значит, чтобы выровнять торговые дисбалансы, считают эксперты, национальный банк Казахстана будет вынужден опускать курс тенге.

Лихорадка на валютном рынке многих стран, очевидно, обусловлена «эффектом домино», спровоцированным экономическим кризисом в РФ. Россия является крупнейшей экономикой постсоветского пространства, и большинство бывших советских республик по-прежнему в значительной степени зависят от торгово-экономических связей с ней. Поэтому вполне закономерно, что кризисные явления в российской экономике дестабилизируют обстановку и в сопредельных государствах. Важным фактором является и то, что значительную часть ВВП многих постсоветских республик формируют денежные переводы из-за границы. По оценкам Всемирного банка, переводы из-за рубежа формируют четверть ВВП Молдовы и 12% ВВП Грузии. Значительную часть этих переводов посылают граждане, уехавшие на заработки в РФ. Кризис в российской экономике, естественно, ведет и к сокращению этих поступлений. На самочувствии экономик Азербайджана и Казахстана, очевидно, также негативно сказалось падение мировых цен на нефть, экспорт которой является важной статьей доходов этих стран.
Правительства стран, переживающих валютный кризис, уверяют, что в среднесрочной перспективе девальвация национальных валют будет иметь положительный эффект, стимулируя развитие экспортоориентированных отраслей и способствуя привлечению инвестиций. Однако в краткосрочной перспективе неизбежным следствием девальвации является падение уровня жизни населения и рост социально-политической напряженности. А значит, возникает риск политической дестабилизации.

Это наглядно продемонстрировала прошлогодняя девальвация в Казахстане, с ее акциями протеста и столкновениями с органами правопорядка. В минувшую среду стало известно, что в Казахстане состоятся досрочные президентские выборы, которые назначены на 25 апреля этого года (президентские полномочия Н. Назарбаева истекают в 2016 г.). При этом казахстанские политики, в общем, не скрывают, что торопиться с выборами их вынуждает непростая экономическая ситуация. В 2016 г. ожидается пик финансово-экономического кризиса, что будет не лучшим фоном для президентской кампании.

Сложной экономической обстановкой пытается воспользоваться оппозиция в Азербайджане. Так, лидер оппозиционного «Народного фронта Азербайджана» Али Керимли назвал решение о девальвации маната «грабежом народа на государственном уровне». Кризисной ситуацией в Грузии может воспользоваться партия опального экс-президента М. Саакашвили «Единое национальное движение». Если кризисные явления в грузинской экономике будут нарастать, она вполне может взять реванш на парламентских выборах в 2016 г.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter