Бурная транспортная жизнь: корреспондент "Р" отправилась в рейд по проверке маршруток

Едем сидя, стоя, лежа

Бурная транспортная жизнь: корреспондент "Р" отправилась в рейд по проверке столичных маршруток
«Уважаемые пассажиры! В целях вашей личной безопасности и удобства убедительно просим соблюдать следующее правило: запрещается проезд стоя, а также перемещение по салону маршрутного такси во время движения». Кто ездил в маршрутке — читал. Тем не менее изо дня в день в час пик в микроавтобусы народу набивается под завязку: пассажиры, кажется, мало озабочены своей безопасностью.  


Бурная жизнь на дорогах Минска начинается с 7 утра. А уже ближе к 8 часам кое-где в городе образуются транспортные заторы. Вот в одно такое утро вместе со старшим ревизором автомобильного транспорта отдела контроля и договорной работы ГУ «Столичный транспорт и связь» Валентиной Крина и специалистом первой категории управления контроля транспортной деятельности Дмитрием Бадюлей отправляемся в рейд по проверке маршруток. В руках у Валентины Александровны жалоба: жительница из микрорайона Сухарево пишет, что устала держать на своих плечах людей в маршрутках — ведь деньги она платит за скорость и комфорт. С комфортом — проблема. 

— В Минске еще осталось несколько машин, в которых можно провозить пассажиров стоя. У новых маршруток такого разрешения нет: их максимальная провозная способность — 18—20 человек. Цифра определяется количеством сидений, — объясняет Валентина Крина, пока мы ждем маршрутку на улице Тимошенко в микрорайоне Сухарево. — Но пассажиры и водители правило не соблюдают: первые — хотят успеть в офисы, вторые — заработать на тех, кто опаздывает. Хорошо, что не было серьезных травм при такой езде. 

На горизонте появляется маршрутка. Дмитрий Бадюля в ярком жилете с надписью «Транспортная инспекция» жезлом останавливает авто. Только открывает дверь, как в буквальном смысле слова оттуда вываливаются люди. 

— Нас что, высадят? — спрашивает у меня пассажирка маршрутки, стоя, мягко говоря, косо-криво: голова клонится к плечу — потолок-то невысокий, вытянутая рука чуть достает до поручня — он находится довольно далеко. — Пусть не ругают водителя. Спасибо ему огромное, что взял, — опаздываю на работу. 

В это время представитель Транспортной инспекции проверяет документы водителя. Так как нарушение налицо — провоз пассажиров стоя, Дмитрий Сергеевич составляет акт внеплановой тематической оперативной проверки и выдает постановление. 

— Перед тем как проверять машины, мы сначала знакомим перевозчиков с обращениями и жалобами на них. Те обязуются провести инструктаж с водительским составом. Но, как видите, сверх нормы все равно везут, — показывает в набитую людьми маршрутку Дмитрий Бадюля. — Пассажиров даже трудно сосчитать. 

С выданным постановлением водитель и перевозчик — владелец транспортных средств обязаны явиться в течение трех дней в Транспортную инспекцию по городу Минску и Минской области. Перевозчик даст письменное объяснение: почему его водитель перевозил пассажиров сверх нормы, после чего ему будет выдано предписание, а на водителя налагается административное взыскание в виде штрафа. За провоз пассажиров стоя, например, до 4 базовых величин. Позже перевозчик обязан дать ответ на предписание об устранении выявленных нарушений. При неоднократных нарушениях в течение года инспекция готовит документы о прекращении действия лицензии.   


— Как-то в совместном рейде с ГАИ мы остановили маршрутку, в которой стояли 20 человек, — вспоминает случай этого года Валентина Крина. — Говорим: выходите. А они в ответ: «Мы заплатили — поэтому поедем. На работу опаздываем!» В общем, так и не покинули салон.  

Возможно, стоит увеличить количество маршруток? Спрос ведь есть. Но не все так просто. В основном маршрутки заполняются только утром и вечером. Если перевозчик добавит машины, то он будет терпеть большие убытки днем — после часа пик маршрутки возят по 2—5 человек. Да и проблемных маршрутов в Минске сейчас нет, говорят специалисты. Общественного транспорта в городе хватает. Кстати, всего только 4% пассажиров пользуются услугами маршрутных такси. При этом количество маршруток сравнялось с численностью троллейбусов, в выходные первых даже больше. Понятное дело, что провозная способность у троллейбусов выше: даже у самого короткого троллейбуса вместительность — 80 человек. Вместе с тем маршрутки служат хорошую службу тем, кто живет в одной точке города, а на работу нужно добираться на нескольких видах транспорта в другую его часть. Поэтому прямые маршруты типа Сухарево—Комаровка, Чижовка—Ждановичи, Сухарево—Чижовка востребованы, люди по утрам буквально впихиваются в микроавтобусы. Еще важный плюс: навигация. Водители обязаны соблюдать время поездки от А до Я.

После первой проверки маршрутки другие водители, видимо, уже были оперативно предупреждены. Однако… Дмитрий Бадюля поднимает жезл, но маршрутка проезжает мимо. В чем дело?! За остановкой, подальше, авто останавливается, и из него выходят три женщины. 

— Почему вы меня остановили? — спрашивает с недоумением молодой водитель. — У меня количество людей по норме. 

И все же сознаться пришлось: 

— Я быстро пассажирам, которые ехали стоя, деньги вернул, ситуацию пояснил и выгнал, — шутливо говорит он. — Езжу пустой две недели, а тут счастье подвалило — люди! И на тебе — штраф!

— Так зачем вы брали их к себе в машину? Жадность, что ли? У вашего коллеги, который следующим ехал, машина почти пустая была, — спрашивает Валентина Крина, пока Дмитрий Бадюля заполняет акт. — На вас вот жалоба поступила. 

— А я на форумах читаю: «Долго стоим, никто нас не берет», — отвечает водитель. — А потом пишут жалобы. Не угодить прямо! Как я могу повлиять на то, чтобы они не заходили? Один пассажир просит выйти на остановке, а после него еще пятеро заходит! Вы тоже нас поймите: у нас загрузка один раз в день — утром. Нам по плану нужно деньги сдавать. А где мы их возьмем? 

Следующий нарушитель — водитель, оставивший свою визитную карточку в сменной машине. Бывает, скажет кто-то. Но по правилам пассажиры должны знать точно, кто их везет: Ф.И.О. водителя, фото, наименование фирмы. Потому Дмитрий Бадюля выписывает постановление о наложении административного взыскания. В данном случае водитель может без явки в инспекцию сам оплатить штраф — от 0,5 до 4 базовых величин.

Кстати, наравне с провозом пассажиров сверх нормы, водители нарушают еще один важный пункт — о выдаче чека за оплату проезда. В случае отсутствия чеков у пассажиров штраф побольше — от 4 до 10 базовых. Как водители объясняют то, что не выдают билеты? Чаще всего говорят: «Так получилось» или «Отвлекаться же от дороги надо». Некоторые прибегают и к другим ухищрениям: выдают билеты за прошлый день или за утренние провозки. Куда деньги уходят? Сами понимаете. 

За одно рабочее утро сотрудник Транспортной инспекции и ревизор автомобильного транспорта проверили 11 маршрутных такси, в трех из которых были выявлены нарушения: два провоза сверх нормы и отсутствие визитки. Специалисты говорят, что с каждым годом водители ведут себя более ответственно.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Начальник отдела контроля и договорной работы ГУ «Столичный транспорт и связь» Александр ЛЕЩЕНКО:

— В Минске маршрутные такси появились еще в середине 1970-х годов. Работало тогда 50 микроавтобусов РАФ, вмещающих 11 человек. Всего было 8 городских маршрутов. Посадка на маршрутки проводилась в центре города, на ул. В. Хоружей, откуда они отправлялись в крупные жилые микрорайоны. Отслеживали их работу предприятия, занимающиеся автомобильными перевозками. Так было до 1988 года. Нынешнее поколение маршруток появилось после 1996-го. С 1997 года начался контроль утвержденных маршрутов этого транспорта сотрудниками производственного управления Мингорисполкома, а в 2002-м к анализу их работы подключилась Транспортная инспекция города.

Сейчас в Минске заметен рост количества маршрутных такси: на 1 ноября этого года в городе работают 543 маршрутки, год назад было 520 машин. Что касается обращений граждан по поводу работы водителей маршруток, то их в этом году было 33: в основном люди жалуются на провоз пассажиров сверх нормы, невыдачу билетов и несоблюдение расписания. С появлением навигационной системы последняя проблема практически устранена — маршрутки выполняют в соответствии с расписанием почти 93% рейсов.

alinakasel@gmail.com

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter