Джазмен для всех и каждого

Дэйв Брубек. До своего 92–летия классик джаза, пианист и композитор не дожил всего один день...

Дэйв Брубек. До своего 92–летия классик джаза, пианист и композитор не дожил всего один день. Он умер от сердечной недостаточности в родном Коннектикуте по дороге на регулярное кардиологическое обследование.


Он сын выходцев из Белоруссии, а родился в городе Конкорд (штат Калифорния) в семье ковбоя и пианистки. В университете Брубек изучал зоологию и ветеринарию. Двое старших братьев уже были музыкантами, в семье нужен был юноша с «настоящим» делом в руках. Однако о его увлечении музыкой знали в университете, и в конце концов один из профессоров сказал ему прямо: «Брубек, консерватория через дорогу». Правда, в консерватории быстро обнаружили, что молодой музыкант не в состоянии читать ноты. Но его чувство гармонии и контрапункта произвели на преподавателей такое впечатление, что выгонять юное дарование не стали. Однако Брубеку пришлось дать им обещание никогда не преподавать игру на фортепиано.


Окончив консерваторию, Дейв Брубек отправился за океан на фронт воевать с нацистами, в 1944 году поступил в ансамбль Красного Креста, где произвел такое впечатление, что получил предложение формировать собственный оркестр. Там же, в Европе, он встретил саксофониста Пола Дезмонда, с которым творил на протяжении следующих 30 лет. По окончании войны Дейв Брубек продолжил образование в Калифорнии. В 1949 году получил первые предложения о студийной записи. Прежде чем случилось главное событие в творческой жизни Дейва Брубека, он был на несколько месяцев выведен из строя, получив травму во время плавания. Наконец, выздоровев, он создал свой легендарный The Dave Brubeck Quartet.


Произведением — визитной карточкой Дейва Брубека стала пьеса Take Five, опубликованная в альбоме Time Out (1959). Пьеса и альбом ознаменовали беспрецедентную степень сближения поп–музыки и джаза. Оказалось, что джаз — не только музыка толстых и не только музыка умных. Стиль, названный cool–jazz, или джаз Восточного побережья, вышел за рамки джазовой ниши и стал доступным самым широким массам. Альбом добрался до второго места в поп–чартах Billboard и был продан платиновым тиражом.


Брубек был одним из представителей настоящего американского джаза, который хорошо знали и много слушали в СССР. Уже на седьмом десятке, в 1987 году, Дейв Брубек посетил Москву, Ленинград и Таллин, встречался с Михаилом Горбачевым. Сейчас вспоминают фразу Брубека, адресованную советскому лидеру, притопывавшему ногой под его музыку: «Хотя я и не знаю русского языка, ваши движения говорят о том, что эта музыка не оставила вас равнодушным». Гастроли Дейва Брубека были больше чем джазовое событие: совпав по времени с волной перестроечной активности, они дали возможность заглянуть за «железный занавес» — наравне с телемостами Познера — Донахью или публикациями ранее запрещенных писателей. Записи с гастролей Дейва Брубека вышли и на советской «Мелодии», и на лейбле Concord, который традиционно издавал произведения Брубека. На родине пик популярности у него остался далеко позади, но в СССР он вдруг получил новую неравнодушную аудиторию. Для нашей публики уход Дейва Брубека — это и прощание с эпохой в джазе, и ностальгия по юности, полной замечательных открытий.


Борис БАРАБАНОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter