За последние 5 лет гомельский "Облторгсоюз" на 20% в уменьшил оптовый товарооборот и в три раза прибыль

Дырявые сети

За последние 5 лет гомельский "Облторгсоюз" на 20% в уменьшил оптовый товарооборот и в три раза прибыль
Печальный антирекорд прошлого года поставил «Облторгсоюз» — одно из крупнейших государственных оптово–розничных предприятий Гомельщины. Работники областного Комитета госконтроля насчитали в его магазинах более 120 (!) видов просроченной продукции. Подобного размаха контролеры уже давно не встречали. Признак разлада в сети или дело досадного случая?

Совсем недавно это был ведущий двигатель оптово–розничной торговли в регионе. База — мощнейшая. В арсенале предприятия более 25 тысяч квадратных метров складских площадей, а еще — современный хладокомбинат, 55 объектов торговли и общественного питания, участки по розливу питьевой воды и переработки рыбы. Компаниям–сетевикам, которые сегодня только приходят на рынок, впору позавидовать такой стартовой площадке. Но вот незадача. Мощности у предприятия есть, а финансовые результаты год от года все бледнее и бледнее.

Положение дел неоптимистично. Предприятие практически не развивается. Финансовые результаты желают большего и лучшего. Именно на этом категорически настаивает областной госконтроль, побывавший здесь с масштабной проверкой. Заместитель начальника отдела КГК области Ольга Соловьева для полной ясности делает акцент на показательных примерах. Берем последние пять лет. За это время «Облторгсоюз» не только снизил уровень оптового товарооборота на 20 процентов, но и втрое уменьшил объем прибыли, полученной от реализации товаров. Понятно, конкуренция. Понятно, жесткие условия рынка. Но ведь они абсолютно одинаковы для всех. Значит, при сравнительно равных условиях одни находят, а другие теряют. Однако место ли столь мощному предприятию в рядах других?

Надо сказать, ситуацию по «Облторгсоюзу» на разных уровнях региона анализировали неоднократно. В первую очередь специалисты сетуют на неповоротливость госпредприятия. По всему видно, что для развития оптовой торговли сегодня недостаточно работать по старинке, довольствуясь ролью связующего звена между отечественными производителями и оптовыми покупателями. Нужно развивать оптовую торговлю высоколиквидным импортом, аналоги которого не выпускаются в стране. Проверено на практике: это выгодно и доходно. Рентабельность импортных поставок на разные виды товаров (фрукты, «канцелярку», одежду, обувь) колеблется от 6 до 82 процентов. Игра стоит свеч, считают экономисты. Главное — такой подход дает возможность оптовику не только зарабатывать, но и перераспределять покупательские потоки в сторону легального импорта.

Однако, судя по цифрам, кажущаяся понятной теория пока тяжело дается «Облторгсоюзу». В последние годы предприятие вместо того, чтобы наращивать прямые закупки импортных товаров у производителей, методично их сокращает. Но при этом увеличивает объемы импорта у резидентов, или, попросту говоря, посредников. Да, они являются официальными поставщиками в Беларусь зарубежной продукции. Но ведь это еще одно звено в цепи финансовых затрат и возможной прибыли. Например, только за два года прямой импорт предприятия с семи позиций продовольственных товаров свелся к одной.

Трудно спорить, для работы напрямую с производителем нужны достаточные оборотные средства, чтобы проводить оптовые закупки. На предприятии не скрывают: с этим как раз проблема. В итоге получается круговорот причин. Одно цепляет другое. А в итоге узелки завязываются везде. Сеть розничной торговли — нарушения норм и требований. Участок по переработке рыбы загружен всего на 15 процентов. Прибыльный участок по розливу питьевой воды остановлен с июня прошлого года, поскольку не смогли устранить замечания санитарной службы, а в итоге несут по нему расходы на содержание — за это время более 130 миллионов рублей...

Возможны ли хорошие перемены в биографии предприятия, где работают более 2 тысяч человек? Специалисты уверены, что здесь как раз тот случай, когда это действительно возможно. После проверки госконтролем на предприятии последовали кадровые перестановки. Назначен новый руководитель. Теперь дело за грамотной игрой на рынке оптово–розничной торговли. Все остальное у предприятия есть: и сеть, и база, и парк автомобилей, и оборудование. Это не с нуля начинать.


Советская Белоруссия № 8 (24638). Пятница, 16 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter