Дьявол кроется в деталях

Эксперты: Пик распространения спайсов в стране уже позади

Героин, кокаин, марихуана… Безнадежное старье. Вот спайсы, «марки», «спидеры» и другая синтетическая психотропная дрянь — товар, заслуживающий внимания с точки зрения продвинутых наркодилеров. Привлекает «носителей кайфа» не дешевизна этих веществ, а их легальность. Современная синтетическая химия производит новинки со скорострельностью пулемета. Не успеет одно вещество попасть в список запрещенных, а на подходе уже обновленный вариант. По мозгам бьет безотказно, но молекулярная формула чуть-чуть другая. И пока рестайлинговая дурь не попадет в запретный список, уголовным товаром она не считается. Парадокс нашего времени: по сути — наркобарон, а по закону — легальный торговец.

В этой специфике и кроется одна из причин популярности психотропов. Самых разнообразных вариантов в пробирке можно намешать великое множество. И всегда держать наготове экземпляр, который еще не значится в списке запрещенных к обороту веществ. А поэтому один из самых эффективных способов борьбы с синтетическим кайфом — не только ловить сбытчиков и изымать крупные партии, но и вовремя запрещать новинки к обороту на территории страны.

«Постоянно ведем мониторинг ситуации в других государствах, анализируем информацию на сайтах, изучаем патенты, научные публикации, — рассказывает начальник отдела исследования наркотиков центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Александр Неверо. — Отслеживаем все новые вещества с выраженными психоактивными свойствами и, если они представляют потенциальную социальную опасность, выходим с инициативой в МВД для запрета его оборота». Специалист объясняет: прежде всего молодежь привлекают новые виды спайсов, которые некоторое время являются легальными. А поэтому и употреблять, и торговать ими можно без всякой опасности для личной свободы. Чтобы их запретить, необходимо соблюсти процедуру: исследовать, провести анализ, представить его в МВД, которое затем обращается в Минздрав — это ведомство обладает полномочиями расширять списки наркотических и психотропных веществ. Уже готовое постановление обязательно должно пройти согласование в Минюсте, опубликоваться Национальным центром правовой информации, а после этого только через 10 дней вступить в силу. До этого времени у правоохранителей руки связаны. Вроде бы и психотропы злодеи продают, но юридически их товар — одно из многочисленных химических веществ. Кстати, в нашей стране вещество юридически становится нелегальным стремительно: менее чем за месяц. В России на все процедуры уходит около полугода, а в Европе вообще около 2 лет.

«Стараемся работать на опережение, «отсекать» психотропы и вносить их в список еще до того, как они появятся в стране», — объясняет новые способы борьбы с вредоносным зельем Александр Неверо. Ведь дилерам и любителям кайфа прежде всего интересна «легалка». Если вещество запрещено, то велика вероятность, что его никто не решится поставлять. Зачем рисковать и нарываться на уголовную ответственность? Как утверждают эксперты, до 90 % изымаемых правоохранителями психотропных веществ уже являются запрещенными. Значит, с их распространением можно бороться милицейскими мерами.

Безусловно, к вопросу о лишении легальности химических реактивов надо подходить взвешенно. Иначе список превратится в энциклопедию и парализует работу совершенно благонадежных научных лабораторий. Александр Неверо утверждает: ведомство уже разработало методологии ограничения оборота различных веществ, чтобы и психотропам кислород перекрыть, и ученым не усложнить жизнь. Ведь дьявол «дизайнерских» наркотиков кроется в их многообразии. Например, изменил немного химическую структуру «классического» спайса — и получилось новое вещество. А суть его осталась такой же термоядерной. Эту лазейку уже прикрыли законодательно, введя термин «аналоги». Запрет на основное вещество распространяется и на все его производные. В целом же в Государственном комитете судебных экспертиз убеждены: пик распространения спайсов уже позади. В стране заканчивается формирование правовой базы, которая позволит эффективно бороться именно с «дизайнерскими» наркотиками. Слишком неожиданно ворвались они в молодежную среду 3—4 года назад. И тогда объективно в законодательстве хватало лазеек, чтобы сквозь них могли просачиваться синтетические психотропные вещества. Но все «окна» скоро будут закрыты. Слава Богу, в нашей стране у спайсов нет будущего.

На снимке: эксперт отдела химических исследований веществ неизвестной природы Иван АЛЬХОВИК.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter