Любые экономические реформы тогда имеют смысл, когда могут осуществляться в условиях мир

Двух правд не бывает

Пожалуй, никогда ранее 22 июня, день национальной памяти и скорби, не сопровождался такими мощными и тревожными в своей основе дипломатическими, политическими, социальными действиями, мероприятиями. Уже тот факт, что начало важнейшего политического события года, пятого Всебелорусского народного собрания, выпало именно на эту дату, говорит о многом. И о том, что любые экономические реформы тогда имеют смысл, когда могут осуществляться в условиях мира, о том, что мы ничего не забыли, о том, что вопросы войны и мира сегодня вновь становятся первостепенными в повестке дня. 

Можно назвать беспрецедентным обращение министра иностранных дел Германии в редакцию «СБ» с эмоциональным текстом, адресованным белорусскому народу. Привлекло внимание и выступление В.Путина на заседании Государственной думы, в котором впервые на столь высоком уровне прозвучала аналогия между событиями 1941 и 2016 годов. А ведь, если эту аналогию провести до конца, до умозаключения, то понятно, какой вывод следует: война неизбежна...

Парадокс ситуации заключается в том, что никто войны не желает, во всяком случае, публично. Все как один за мир во всем мире. Именно поэтому и исключительно с миротворческими целями оборонительный союз НАТО проводит учения в Польше. Именно поэтому Россия проводит собственные военные учения и гордится реальными достижениями своего военно–промышленного комплекса. События в Сирии носят характер локальной борьбы не за сферы влияния, а за укрепление мира в этом многострадальном районе. Но, пожалуй, имеют резон и те соображения, которые основываются на старой максиме: ружье, которое висит на стене, рано или поздно выстрелит. Обязано выстрелить, иначе зачем вообще оно здесь присутствует?

И где выход? Многие апеллируют к законам, договорам, соглашениям. Но вот Эрих Фромм как–то привел интересную цифру. В период с 1500 года до н.э. по 1860 год было подписано по меньшей мере 8 тысяч мирных договоров. Каждый из них, как предполагалось, призван был обеспечить длительный мир: в действительности срок каждого из них составлял в среднем всего два года. Министр иностранных дел Германии в письме, направленном в редакцию «СБ», заметил совершенно справедливо: война чудовищна по своим последствиям и сегодня человечество должно жить под девизом «Никогда больше». Тут спорить не о чем, вопрос исключительно в том, как же это осуществить на практике? Та же апелляция к праву? Но в письме г–на министра ФРГ говорится, в частности, о недопустимости изменения послевоенных границ как гаранта длительного мира. Это так. Но в жизни нередко происходят и иные события. Что им противопоставить?

Ничего иного, кроме силы общественного мнения, не придумано. В конце 40 — 50–х годах прошлого века именно Движение сторонников борьбы за мир остановило войну. Хотя мы помним и иное: как в первые месяцы начала Первой мировой войны политические партии, общественные движения воюющих стран дружно поддержали национальные правительства, и риторика милитаристского характера надолго стала господствующей. Сегодня ситуация все же иная, но больше всего беспокоит то, что достаточно часто стало проскальзывать желание «померяться силой». Но силового решения проблемы в нынешнем веке нет и быть не может. Можно принять (понять) логику размышлений политиков западных стран, которые резко протестуют против присоединения Крыма к России? Наверное, можно. Но у России иная позиция. А двух правд не бывает, во всяком случае, с точки зрения классической науки. Лишь бы хватило ума понять это тем, кто призывает «сбросить бомбу», «мобилизовать народ», «помыть сапоги» в океане, использовать превентивные методы войны и т.д. На V Всебелорусском народном собрании Президент коснулся местных «ура-патриотов», которые тоже призывают чуть ли не к войне. Хочется, чтобы предостережение было услышано.

Иногда кажется, что в условиях дефицита политических средств, исчерпанности рационалистических аргументов в пользу мира и недопущения войны нужно привлечь на помощь что–то неожиданное. Скажем, утверждать, что войну может остановить красивая женщина, хороший юмор, хорошая шутка, хотя несложно возразить самому себе, что и войны начинались из–за прекрасных женщин, и пошутить можно так, что потом долго в окопе икаться будет. Получается, все в руках общества, в руках конкретных граждан, которые все же могут сказать свое слово: от личных пацифистских действий до определения на парламентских выборах тех политиков, которые реально способствуют делу мира.

Советская Белоруссия № 119 (25001). Пятница, 24 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter