В Беларуси повышается удобство перевозок, снижаются издержки и время поездок, внедряются эргономичные маршруты

Движение к улучшению

Пассажирский транспорт Беларуси отвечает всем требованиям комфорта, безопасности и экологичности. Модели динамично обновляются, вводятся современные системы оплаты за проезд. Как меняется транспортная сфера и совершенствуются правила перевозки?


Александр Лукашенко:

—  Мировая практика показывает, что курс на развитие и опережающее внедрение инфраструктуры к нему (электротранспорту. — Прим. ред.) оказался верным. Сегодня уже практически все страны идут этим путем. Это насущная необходимость и для нас — как с позиции отсутствия достаточных объемов собственной нефти, так и с учетом запуска Белорусской АЭС.

22 октября 2021 года, во время совещания с руководством Совета Министров.

Быстро и удобно

Сегодня на городском маршруте автобуса №12 в Могилеве тестируют новшество. Пассажирам предоставили возможность оплатить проезд банковской карточкой.

Автобус с табличкой «Без кондуктора» подъезжает к остановке «Областная больница», захожу в салон вместе с другими пассажирами — нас человек десять. Общественный транспорт без кондуктора курсировал в нашем городе и раньше: билет можно было приобрести у водителя или оплатить проезд телефоном по QR-коду. Последний способ порой вызывает затруднение у пожилых людей: нужно все же установить в телефон приложение одного из банков, отсканировать QR-код.

В автобусе 12-го маршрута по громкой связи сразу после названия остановки пассажирам сообщают, что оплатить проезд можно карточкой любого банка. Около каждой двери установлен специальный прибор — валидатор. Подношу карточку к электронному устройству, на мониторе которого сразу появляется надпись на белорусском языке «аплачана». Получаю на телефон смс-сообщение от банка, что со счета списано 80 копеек. Все очень быстро, четко и просто. Если требуется приобрести, к примеру, два билета, нужно дважды поднести карточку к устройству.

Пенсионерка Анна Николаевна тоже поднесла свой «пластик» к валидатору. По ее словам, приезжает в больницу навещать брата и уже не в первый раз так рассчитывается за проезд. Говорит, что подобный сервис ей нравится — можно не заботиться о наличии в кошельке мелких денег. Да и не надо вспоминать, куда билет положила, в случае если в салон зайдет контролер.

Судя по всему, пришлось по вкусу нововведение и другим могилевчанам.

Заместитель генерального директора ОАО «Могилевоблавтотранс» Татьяна Ищенко рассказала:

— Пока к нам не поступало ни одной жалобы. Этот способ оплаты очень прост и понятен. А у контролеров есть специальные приборы, с помощью которых они могут узнать, рассчитался ли пассажир за проезд: достаточно поднести к ним свою банковскую карточку. Ввести в автобусах такую форму оплаты предложили власти области, мы идею поддержали, как и один из банков. Пока валидаторами оснащено четыре автобуса: ежедневно три из них выполняют рейсы, четвертый — запасной.   

Если эксперимент окажется удачным, новшество введут и в других городах.

Зеленый свет экотранспорту

Еще одно направление в транспортной сфере — развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Все это осуществляется в рамках госпрограммы «Транспортный комплекс на 2021—2025 годы»

— Запуск Белорусской атомной электростанции открывает новые возможности для удобного и выгодного в эксплуатации электротранспорта, снижающего вредные выбросы в атмосферу, — отмечает Сергей Семченков, старший преподаватель кафедры «Транспортные системы и технологии» БНТУ.

Он уверен: особые перспективы у техники с тяговыми батареями, которые заряжаются во время движения «под проводами». В определенный момент эта техника может отключиться от контактной линии, сложив токоприемники, и питаться от аккумулятора. Такая особенность конструкции придает троллейбусу маневренности — водитель может легко объехать различные препятствия, например, при ремонте дороги или ДТП.

Сергей Семченков вспоминает, что впервые автономные троллейбусы стали колесить по Гродно в 2017-м. Узнать новичков на маршруте можно было по сложенным «штангам». Причем около половины пути троллейбус проезжал на автономном ходу:

— В городах, где уже проложены троллейбусные линии, развитие такого вида транспорта — очень перспективное и экономически выгодное направление. — Главное преимущество в том, что при расширении географии маршрутов не требуется строительства дополнительных тяговых подстанций и контактных линий. И сокращать их не нужно, ведь существующая троллейбусная сеть в городах — готовая зарядная инфраструктура. Это и отличная альтернатива автобусам.

Преподаватель БНТУ напоминает, что сейчас в стране развивается сеть зарядных станций, и это хороший задел на будущее:

— Троллейбус может двигаться по Минску с поднятыми токоприемниками, а выезжая за город (например в Боровляны, ехать на автономном ходу, затем подзарядиться на станции переменного тока и обратно в столицу.

Атомная энергетика и экологическая повестка задают свои тренды, а пассажирский транспорт им следует.

— Если многие производители собирают технику по принципу конструктора: из отдельных элементов и узлов, выпускаемых на разных предприятиях по всему миру, то, к примеру, на «Белкоммунмаше» налажен полный цикл производства. Особое преимущество — разработка и выпуск собственного электрического привода, — подчеркивает Сергей Семченков.

К слову, сегодня многие наземные маршруты, в частности, в белорусской столице переведены на электрическую автономную тягу. Дальше — больше.  На очереди к 2025 году — Жодино и Шкловский район. Все эти планы входят в концепцию умного города, подразумевающую в том числе появление остановок с электронными табло, Wi-Fi, USB-зарядками и другими инновационными решениями.

Наша страна в числе мировых лидеров по развитию пассажирского электротранспорта. Также специалист обращает внимание на трамваи:

— Ездить в таком транспорте можно в Минске, Новополоцке, Витебске, Мозыре. Белорусский трамвай в 2023-м отметил свое 125-летие. Сегодня это скоростные, надежные, бесшумные, вместительные средства передвижения. Длина сочлененного вагона доходит до 33 метров. В этом и заключается преимущество рельсового транспорта в городском движении. Выгодно и эффективно.

Также Сергей Семченков отмечает, что перспектива внедрения «беспилотников» в этой сфере как никогда близка к реальности. Разработки в области искусственного интеллекта, внедрение умной инфраструктуры позволяют вывести организацию движения электротранспорта на принципиально новый уровень, минимизировать риск аварий, повысить комфортность и надежность. IT-новшества сегодня применяются при оплате проезда, формировании маршрутов:

— Развитие зеленых технологий напрямую связано с цифровизацией. Пользуясь маршрутным пассажирским транспортом, зачастую мы видим только вершину айсберга, но ведь за тем, чтобы автобус, электробус, троллейбус или трамвай прибыли по расписанию, без сбоев, стоит сложнейшая эксплуатационная работа предприятий.

Также Сергей Семченков отмечает, что развитие экотранспорта невозможно без наличия профессиональных кадров. Таких специалистов сегодня готовят в стенах БНТУ. Профилизация «Организация перевозок и управления на автомобильном и городском транспорте» специальности «Технологии транспортных процессов» дает будущим инженерам глубокое понимание различных видов городского транспорта, и того, как они интегрируются в более крупную транспортную сеть. Студенты, обучающиеся по профилизации «Интеллектуальная дорожно-транспортная инфраструктура» специальности «Эксплуатация дорожно-транспортной инфраструктуры», получают знания и компетенции, необходимые для того, чтобы создавать, проектировать и управлять системами управления транспортом и транспортной инфраструктурой в целом. Кроме того, профилизация предполагает освоение новых инновационных технологий в области мобильности, которые позволяют использовать данные для повышения безопасности на дорогах, оптимизации пассажиропотока, снижения потребления топлива и выбросов вредных веществ. Сегодня в связи с растущим спросом на энергоэффективный транспорт возможности карьерного роста в этой области огромны. Если будущих студентов привлекает создание электротранспорта, то они могут отучиться на инженера-конструктора, выбрав профилизацию «Электрические и автономные транспортные средства» специальности «Автомобили, тракторы, мобильные и технологические комплексы».

Маршрут ответственности

Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, отмечает, что создание общего реестра, где будут собраны сведения о водителях, диспетчерах, маршрутках, такси, создаст условия для добросовестной конкуренции и повышения ответственности всех участников процесса за качество оказываемых услуг:

— Оператором и владельцем реестра определена транспортная инспекция. Предусмотрен обмен информацией с другими госорганами. Важный момент —обеспечение защиты персональных данных. Новации также помогут отслеживать финансовую, налоговую сферы, упреждая применение теневых схем. Расширяется цифровизация транспортных процессов. Так, на правовом уровне закреплена видеофиксация в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси: на камеру запишется весь процесс от посадки до высадки пассажира, момент оплаты проезда. Это поможет решать спорные ситуации. Нахождение водителя за рулем сверх установленного законодательством времени тоже отразится на видеофиксаторе.


В целях исключения возможностей распространения персональных данных граждан установлено право иностранных компаний оказывать диспетчерские услуги в нерегулярном сообщении только в случае создания ими на территории Беларуси юрлица. Игорь Комаровский отмечает, что эффективное транспортное обслуживание — важная составляющая комфортного проживания граждан и экономического роста регионов. В стране повышается удобство перевозок, снижаются издержки и время на поездки, внедряются новые маршруты, улучшается городское, пригородное, межрегиональное сообщение.

Поездка в один клик

Раньше нерегулярные перевозчики использовали лазейки, маскируясь под легальщиков, что по цепочке создавало массу проблем: от неуплаты налогов до некачественного оказания услуг. Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков, отмечает, что в нынешний Год качества эту сферу ждут большие перемены:

— Так называемые заказные перевозчики наносят экономический вред тем, кто соблюдает все предписания. Плюс у порядочных бизнесменов постоянно существует соблазн работать нечестно, ведь они видят, как обогащаются нелегалы и не несут за это, по сути, никакой ответственности. Но сейчас ситуация меняется в корне. И этому будет способствовать создание специального информационного реестра.

На теневом рынке вращался огромный объем наличных, говорит Екатерина Станкевич:

— Например, у одного из крупных перевозчиков за красивой рекламой скрывались хитрые схемы. Он был зарегистрирован в Беларуси, но информацию хранил не у нас. Теперь законодательная недоработка усовершенствована. Бизнес станет более прозрачным. У транспортной, налоговой инспекции и других контролирующих органов будет доступ ко всей базе данных.

Также, по словам эксперта, особое внимание уделяется рынку такси, ведь в последние годы он значительно вырос. Конечно, это несомненный плюс, но настораживает, что здесь в основном зарубежные агрегаторы:

— До сентября прошлого года договоры таксистов заключались не с «Яндекс», который числится в России, а с Uber, зарегистрированным в Нидерландах. Наши деньги поступали в недружественную страну, вводящую против нас санкции. Почему 20 процентов выручки уходило туда? И за это наши предприниматели должны были платить НДС. Мы социальное государство, и наши водители должны быть в полной мере защищены.

Зарубежные агрегаторы, конечно, платят налоги в соответствии с нашим законодательством, как и национальные операторы, однако прибыль зачастую уходит на зарубежные счета.

— В то же время, если популярный иностранный онлайн-сервис не захочет легализовываться у нас в стране, его место займут белорусские и другие представители. Сфера такси — одна из самых быстроменяющихся, а потому она требует постоянной увязки законодательных норм с жизненными реалиями, — уверена Екатерина Станкевич.

По ее словам, больше всего при введении реестра перевозчиков беспокоит, насколько оперативно данные будут вноситься в базу, а также установка камер в салоне:

— Но здесь на проблему нужно смотреть шире. Благодаря видеонаблюдению раскрывается большое количество преступлений и правонарушений. Так что тут важно совместными усилиями внести вклад и в улучшение транспортного сервиса, и обеспечение безопасности.
По поручению Главы государства продолжается совершенствование сферы пассажирских перевозок. Президент на днях подписал Указ № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров».
КСТАТИ

В прошлом году в Минске ввели единый проездной. Он не привязан к одному средству передвижения: если нет прямого маршрута, пассажир может пересаживаться на автобус, электробус, троллейбус, трамвай или метро, добираясь до пункта назначения. Стоимость такого документа на 30 суток на городские перевозки всеми видами транспорта, включая автобус-экспресс, составляет 51,05 руб. Если в сентябре было куплено 170,2 тысячи «универсальных» проездных, то за декабрь — 181,6 тысячи.

По единым расчетам

Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич не исключает, что вначале при организации работы реестра возможны сложности, но со временем все недочеты будут устранены. Эксперт также вспоминает, что на этапе общественного обсуждения проекта указа «Об автомобильных перевозках пассажиров» была попытка раскачать общественность шантажом по поводу повышения тарифов на проезд в такси:

Фото из архива «СБ»

 — Приложения по вызову такси не работают на безвозмездных началах: 20 процентов от выручки (а в Минске больше) платит перевозчик. Возникает вопрос: почему так много? На мой взгляд, момент, который требует детального рассмотрения, — регулирование вознаграждения. Скрытая угроза состоит еще и в том, что такси создает недобросовестную конкуренцию общественному транспорту. Кроме того, в приложениях разрешено вызывать такси для посадки-высадки пассажиров в местах, где такая остановка запрещена Правилами дорожного движения. Не раз наблюдала, как из-за таких водителей к остановке не может подъехать автобус. Блокируется часть дороги, повышается риск совершения ДТП, создается неудобство гражданам. Так быть не должно.
Белорусы стали чаще выбирать общественный транспорт. Пассажиропоток с начала прошлого года вырос на 10 процентов. Только в столице общественный транспорт перевозит больше миллиона человек в день.
infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter