О технологиях, сберегающих здоровье

Двигай тело

Пациент, сидевший передо мной, вызывал чувство немого изумления. Как же нужно было постараться, чтобы к тридцати годам так угробить собственное здоровье?! Диагнозы молодого еще человека занимали более половины страницы формата А4. Ожирение 4–й степени, артериальная гипертония, проблемы с суставами, полный серьезных неполадок желудочно–кишечный тракт, сахарный диабет и еще многое–многое другое. Из беседы выяснилась парадоксальная деталь. Помимо всего прочего, длительно поглощая чипсы с пивом в немереных количествах, мой собеседник никогда даже не думал о том, что здоровье, оказывается, нужно беречь смолоду. Просто не думал, и вот что получилось.



Может быть, оттого, что таких людей, как тот мой пациент, вокруг немало, и происходят многие проблемы нашего здравоохранения? Ведь начнешь перебирать в уме некоторые показатели — диву даешься. Лишь треть из нас соблюдает врачебные рекомендации, еще меньше — ведет здоровый образ жизни и только 15% выпускников средней школы не имеют никаких отклонений в состоянии здоровья. Продолжать ли малоприятную цифровую карусель?

Еще один пример. Внук моего друга окончил первый класс. Беседа с этим любознательным мальчиком для меня, чьи дети давно выросли, без преувеличения, явилась холодным душем. Некоторые детали рассказа с трудом умещались в голове. Оказывается, перемены между уроками дети проводят под партами, где играют в игры, закачанные в их мобильные телефоны. Они не бегают и не играют в школьном коридоре, потому что шум не нравится учительнице. И даже не выходят на улицу в теплый весенний день. Как стало понятно, дети заранее запрограммированы на неподвижность. Которой, вне всякого сомнения, суждено сыграть в их жизни нездоровую роль. Отдельный разговор — о питании. Выяснилось, что дети мало едят в школе. Потому что к кашам не приучены, а колу с чипсами на завтрак им не дают. Более того, младшеклассникам никто и никогда не говорил о пользе или вреде того или иного продукта...

А ведь для того, чтобы помочь школьникам сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего сверхъестественного. Можно долго перечислять правильные рекомендации, рассказывать о профилактике травм, распорядке дня, основах здорового питания или о пагубности вредных привычек, но здесь нужна система. А это не только уроки физкультуры, но и игры–считалки на переменах, подвижные игры в группах продленного дня, «уроки здоровья», работа с родителями и так далее и тому подобное. Причем есть одно важное условие: все это должно быть интересно детям! И не надо думать, будто работа по формированию здорового образа жизни радует только родителей. По мнению многих педагогов, с кем мне приходилось беседовать на эту тему, после таких занятий ученики меняются на глазах — начинают более ответственно относиться к себе, становятся более требовательными и вместе с тем заботливее друг к другу.

Оздоровление школьника, культивирование здорового образа жизни — это проблема общая. Не случайно именно такие задачи являются приоритетными, например, в программе модернизации современного российского образования. Одним из средств решения становятся сберегающие здоровье технологии как непременный атрибут педагогического процесса и в детском саду, и в начальной, и в средней школе. Но вот что это такое — до сих пор остается загадкой для многих наших учителей. В более узком смысле слова технология сбережения здоровья — это специально организованная программа взаимодействия детей, педагогов и родителей. Предвижу возражения. Мол, да каждый учитель начальных классов заботится о здоровье первоклашек, помогая им выработать правильную осанку или проветривая помещение класса в перерыве между уроками! Но посмотрите на конечный результат! Он вас радует? Смею утверждать, у учителя нет специальных знаний, либо отсутствует системный подход в работе, либо это банальная человеческая лень. Иначе мы бы постоянно не говорили о грузе школьных болезней и эпидемии ожирения среди детей...

Минский cоциально–экономический фонд «Чистое действие» был создан совсем недавно. Но добрых дел в его копилке уже немало. Миссия фонда — как раз помогать и активно участвовать в создании условий для достойной жизни и полноценного развития детей. Приоритет по умолчанию — сохранение здоровья. И активисты фонда много внимания уделяют работе с педагогами и родителями именно в плане рационального образа жизни. Они–то и внедряют конкретно технологии, сберегающие здоровье. Кстати, к такому благотворительному проекту сейчас активно подключаются самые разные организации. С одной целью. Ведь здоровый дух в здоровом теле — это краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 203 (24833). Среда, 21 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter