Двигатель прогресса

В День работников сельского хозяйства у группы белорусских комбайнеров был двойной праздник - они удостоились весьма солидных премий: по согласованию с Минсельхозпродом их от лица корпорации "Детройт дизель (Даймлер-Крайслер)" вручил представитель белорусско-американского СП "Вестерн технолоджиз".
В День работников сельского хозяйства у группы белорусских комбайнеров был двойной праздник - они удостоились весьма солидных премий: по согласованию с Минсельхозпродом их от лица корпорации "Детройт дизель (Даймлер-Крайслер)" вручил представитель белорусско-американского СП "Вестерн технолоджиз". Какое, казалось бы, дело известной на весь мир фирме из США до тех, кто отличился на наших нивах в жатве-2002? Самое непосредственное!

Награжденных объединяет, помимо профессии, еще одно веское обстоятельство: все они работают на универсальных уборочных комплексах КЗР-10, изготовленных "Гомсельмашем". Лауреаты первой премии размером в 1.000 у.е. Валерий Морза и Анатолий Кохович из Лунинецкого района намолотили на этой технике минувшим летом 1.410 тонн зерна. Не намного отстали отец и сын Анатолий и Дмитрий Рыбаки из Мостовского, Федор Петрусев и Владимир Казловский из Кировского района. Эти экипажи удостоены вторых премий. "Так американская фирма отметила умелую работу на агрегате, оснащенном ее дизельным двигателем", - сообщил корреспонденту "СБ" генеральный директор "Вестерн технолоджиз" Дмитрий Тихомолов. Однако американцы не были бы самими собой, если бы не преследовали при этом чисто прагматическую цель: привлечь внимание сельских механизаторов к КЗР-10 и его мотору, побудить к более грамотной и эффективной его эксплуатации.

Возможно, этому не стоило бы уделять столько внимания, однако появление в Беларуси американского силового агрегата оказалось отнюдь не только техническим и производственным явлением. Сама мысль использовать в нашей сельхозтехнике импортный двигатель зародилась в тот момент, когда традиционные российские предприятия-поставщики не смогли предложить удовлетворительный мотор. Под вопросом оказалось отечественное комбайностроение. И тут выяснилось, что с Беларусью готовы сотрудничать самые известные фирмы: "Дойц", "Мерседес", "Перкинс", "Каммингс". Однако наилучшие технические показатели и финансовые условия предложила корпорация "Детройт дизель". И то, что во время визита в США в 1995 году Александр Лукашенко посетил заводы этой фирмы, специалистам сказало о многом. В том числе и о том, что нашему машиностроению открыт еще один канал доступа к высоким технологиям.

Когда же американские моторы сотнями пошли на белорусские поля, это радикально повлияло на культуру труда наших механизаторов. Оснащенный электроникой двигатель весьма надежен, требует грамотного обхождения. К примеру, однажды в систему охлаждения залили некачественную жидкость. Реакция последовала незамедлительно: пришлось сразу же провести внеплановое техническое обслуживание десятков моторов. Однако американские партнеры не только самолетом доставили запчасти, но и настояли на более серьезной подготовке обслуживающего персонала и комбайнеров. Теперь их будут обучать непосредственно на местах, а в центре останется лишь мобильная экстренная бригада для сложных случаев.

Так что, можно предположить, в следующем году претенденты на американскую премию покажут еще более высокие результаты. Да и сам круг механизаторов, имеющих дело с американскими моторами, станет пошире. Дело не только в том, что в ближайшее время "Гомсельмаш" направит селу еще 160 КЗР-10 и не менее 500 - в следующем году. В объединении также осваивается мощный кормоуборочный агрегат "Полесье-350" с трехрежимным заокеанским двигателем. Больше станет белорусских машиностроительных предприятий, использующих американский мотор.

В первую очередь это, конечно, Минский тракторный завод, значительно расширяющий сейчас гамму продукции. Уже завершены испытания пропашных тракторов мощностью 250 и 300 лошадиных сил, а в феврале будет изготовлена опытная партия таких машин. Это значит, что будущей весной белорусские силачи, призванные заменить российский "Кировец", выйдут на поля. А на другом фланге появятся минские машины с американскими моторами в 32, 42, 64 лошадиные силы, предназначенные для фермерских хозяйств, ухода за садами, обслуживания ферм. Ясно, что счет пойдет на тысячи единиц новой техники в год. Более того, "Детройт дизель" предложила собирать белорусские тракторы... в США, оснащая их своими моторами, а также намерена предлагать через свою дилерскую сеть комбайны КЗР-10. И кто знает, возможно, когда-нибудь уже МТЗ установит премию для трудолюбивого американского фермера, работающего на тракторе белорусской марки.

Но пока вернемся к реальности. А она такова: ОАО "Якутуголь" заказало 2300-сильный "Детройт дизель" для установки на 220-тонный БелАЗ. Министерство промышленности поддержало установку американского мотора на белорусском зерноуборочном комбайне "Лида-1300", собираемом по лицензии немецкой фирмы "Кейс". В целом ежегодно промышленность нашей страны будет потреблять несколько тысяч американских двигателей, а значит, усилится мотивация для их сборки в Беларуси. Цена станет ниже, появятся новые рабочие места.

Понятно, что за всем этим - деловой интерес американских бизнесменов. Но это не уменьшает ценность перспектив, которые сотрудничество с ними открывает белорусской стороне.

Справка "СБ"

КЗР-10 - не имеющий аналогов универсальный агрегат, предназначенный для уборки не только зерна, но и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля. Тем самым, в отличие от обычного комбайна, он работает не месяц в году, а почти весь сельскохозяйственный сезон. Такая нагрузка потребовала, чтобы на машине стоял мощный, выносливый и надежный двигатель. Им и стал американский "Детройт дизель" серии 40Е. На наших полях уже эксплуатируется 1.440 агрегатов с таким мотором.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter