«Двигатель» для торговли

Минторг прогнозирует в 2011 году увеличение торговых площадей и рост интернет-рекламы

Минторг прогнозирует в 2011 году увеличение торговых площадей и рост интернет-рекламы

Таких прибылей, как в последевальвационном январе 2009 года, предприятиям торговли ждать не приходится. Торговый ажиотаж вряд ли повторим. Покупатели все чаще ищут скидки и распродажи, редко толпятся возле прилавков с бытовой техникой, делают покупки с толком и расстановкой. Значит, в отношении повышения роста продаж торговцам приходится рассчитывать на маркетинг. Экономическая ситуация в стране стабилизировалась. Так с какими результатами отрасль торговли завершает год и очередную пятилетку и чего ждет от будущего?

Белорусы стали чаще менять гардероб

В 2010 году объем розничного товарооборота в стране превысил уровень прошлого года на 17—18 %. Прибыль через все каналы реализации составила Br 62,4 трлн. Превышен на 6,5 % и прогнозный показатель товарооборота в 189,1 % по пятилетке. При этом торговля в удельном весе ВВП по-прежнему сохраняет второе место после промышленности.

По данным Министерства торговли, предприятия отрасли за 10 месяцев реализовали продовольственных товаров на сумму Br 28 трлн., что на 14,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Непродовольственных также на Br 28 трлн. (на 18,6 % больше, чем годом ранее). При этом доля отечественной продукции составила 77,3 % (85,4 % пришлось на «съедобные» и 66,4 % на «несъедобные» товары). Составляющая последних, кстати, в структуре товарооборота по сравнению с 2005 годом выросла с 45 до 50 %. «Это свидетельствует о росте благосостояния населения. Значит, белорусы стали чаще обновлять гардероб, покупать технику и автомобили, – разъясняет замминистра торговли Ирина Наркевич. – Но все же этот показатель недостаточен. Ведь в Европе аналогичные цифры равны 70—80 %, а в США и вовсе 90 %. Нам есть к чему стремиться».

Как утверждают специалисты, увеличению продаж бытовой техники и прочих дорогостоящих товаров поспособствовал Указ № 371 «О льготном потребительском кредитовании». Как следствие, за последние пять месяцев прошлого года банки выдали на эти цели Br 15,3 млрд. Еще на Br 61,1 млрд. прокредитовали граждан за 11 месяцев этого года.

Кстати, Минторг не прочь предложить населению отечественные кондиционеры, мобильные телефоны, некоторые виды строительных инструментов, канцелярские и спортивные товары, но все упирается в отсутствие заинтересованности у производителей. «Мы разработали перечень товаров из 312 позиций – 23 продовольственных и 289 непродовольственных – для освоения производства, направили его министерствам, концернам, предприятиям. Пока ждем откликов», – говорит Ирина Наркевич.

Увеличение товарооборота в Министерстве торговли связывают с ростом объемов рекламы. В 2010 году расходы белорусских производителей на эти цели составили Br 240 млрд., что на 30 % больше в сравнении с 2009 годом. В частности, издержки на телерекламу увеличились на 35 % и достигли Br 54 млрд. Рынок продвижения товаров в Интернете также подрос – на 15 %. В суммарном выражении это составляет Br 25—30 млрд.

Для удобства расчетов 14,5 тыс. предприятий торговли оснащены платежными терминалами, что в 4,4 раза больше, чем пять лет тому. Да и самих новых объектов в 2010 году открыто 112. По статистике, на тысячу жителей ныне приходится 364 квадратных метра торговых площадей и 24 места в кафе, ресторанах, закусочных.

Прирастаем магазинами

Говоря о прогнозах, Министерство торговли мыслит уже не годовыми промежутками, а сразу пятилетками. Например, в следующие пять лет норматив по числу торговых площадей на тысячу жителей будет увеличен почти в два раза – 600 квадратов и 40 мест в общепите. «Напряженный показатель, но это необходимо. В центре Минска число магазинов и торговых центров составляет 688, но надо думать и о спальных районах», – отметила замминистра.

За 2011—2015 гг. планируется увеличить объем розничного товарооборота в 2 раза. Во столько же должен вырасти показатель оказания бытовых услуг населению. «Мы будет делать ставку на развитие электронной торговли, ярмарок, выставок-продаж, акций, интернет-магазинов, услуг по техобслуживанию автомобилей, ремонту жилья», – подвела итог Ирина Наркевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter