Репортаж из фильмохранилища Белтелерадиокомпании

Двенадцать тысяч часов прошлого

Найти дорогу к главному фильмохранилищу Белтелерадиокомпании непросто. Мы проехали Минск и свернули с трассы в направлении Колодищей — город и шум машин остались далеко позади. А дальше куда? Ни тебе знака, ни указателя. По краям дороги — белоснежно–сверкающие сугробы, впереди — лесной массив. Продвигаемся вглубь — туда, где, как нам кажется, теплится жизнь. Краем глаза замечаем телевизионную вышку и облегченно вздыхаем. Направление верное. И точно: через несколько сот метров справа от дороги на горизонте вырисовывается небольшое серое здание. Здесь, вдали от городского шума и посторонних глаз, законсервирован целый век документальной, кино– и телехроники. Владимир Ленин и Николай II, Якуб Колас и Янка Купала, Владимир Мулявин и Петр Машеров — в фондах Белтелерадиокомпании бережно хранятся киноленты общей продолжительностью почти 12.000 часов.

Все пленочные хроники  в Белтелерадиокомпании сейчас переводят на цифровые носители.
Все пленочные хроники
в Белтелерадиокомпании сейчас переводят на цифровые носители.


О нашем визите сотрудников фильмохранилища извещает заливистый собачий лай. «Видите, какой у нас охранник добросовестный, ни одного гостя мимо себя не пропустит», — заведующая фильмотекой Валентина Синякова ласково чешет за ухом пятимесячного Стифа. Поняв, что гости свои, щенок заползает обратно в будку — утром ртутный столбик термометра опустился ниже минус десяти.

— Вы из Минска сюда на лыжах добираетесь? — пытаемся шутить мы.

Валентина Валерьевна пожимает плечами:

— Ну почему же... Автобусы ходят. От ближайшей остановки, правда, километра полтора. Но за двадцать лет, что я заведую фильмотекой, уже привыкла.


Валентина Синякова заведует фильмотекой уже почти 20 лет.

Штат сотрудников здесь совсем небольшой. Точнее сказать — и вовсе крохотный. Всего четыре человека вместе с заведующей. Их задача не только хранить аудио– и видеоматериалы, но и заниматься их реставрацией. Реставрация значительно продлевает жизнь кинолентам и фонограммам, однако ради спасения ценнейших сведений все пленочные хроники в Белтелерадиокомпании переводят на цифровые носители. Чтобы потомки могли не просто знать, но и видеть, и слышать свою историю.

Мы вошли в хранилище как раз в тот момент, когда фильмопроверщица Татьяна Романович меняла склейки на одной из пленок. Пригляделись к коробке: «Летопись пятилетки». Новости 1982 года». Сняв перчатки («без них никуда, химикаты ведь используем!»), Татьяна Георгиевна объясняет нам суть работы:

— Замена склеек — обычное дело. Пленки же старые, восстанавливаем записи буквально по сантиметрам. Процесс кропотливый и очень трудоемкий. Готовые пленки отправляем в Белтелерадиокомпанию, где их оцифровывают, описывают и готовят к эфиру.

1-лица-романович03-100115 500.jpg
Фильмопроверщица Татьяна Романович

Среди самых ранних записей, хранящихся здесь, — естественно, документальная кинохроника. Вот с черно–белой ленты на нас внимательно смотрит последний российский император Николай II. В кадре — Могилев, Ставка Верховного главнокомандующего. Время действия — 1915 год. Или, например, вот эта пленка: на ней собственной персоной Владимир Ильич Ленин времен Октябрьской революции. Откуда здесь, в Колодищах, взялись эти уникальные кинокадры?

— А чему вы, собственно, удивляетесь? При СССР копии документальных и художественных фильмов рассылались по всем союзным республикам. То есть здесь у нас хранятся копии картин не только нашего собственного, но и союзного производства. Грузинские, азербайджанские, узбекские, латышские ленты... Ничего из этого мы не уничтожаем, все собираем и бережно храним, — перебирая старые коробки, рассказывает нам заместитель директора дирекции фондовых материалов Алла Веренич.

1-лица-варенич04-100115 500.jpg
При подготовке коллекции дисков «Музыкальное сокровище Беларуси»
Алла Веренич отслушала километры фонопленки.


В первом хранилище — несколько сот коробок с кинопленкой 35 мм. В них — цветные и черно–белые, игровые и документальные киноленты. Узнать, где и что, достаточно легко: у каждой коробки свое место и порядковый номер. Металлические боксы весят от 2,5 до 3 кг. Беру один в руки — тяжеловат. Интересно, а если нужно поднять коробку на самую верхнюю полку, почти к шестиметровому потолку?

— Для этого есть кран–штабелер. Очень удобная вещь: снимает сразу несколько коробок. Иногда используем стремянку, но это только для того, чтобы что–то поправить на полках.

Соседнее помещение похоже на предыдущее как две капли воды. Те же бесконечные стеллажи, те же шестиметровый потолок и кран–штабелер у входа. Здесь, кроме кинопленки, хранятся видеоматериалы на магнитной ленте. Большая часть из них в Белтелерадиокомпании уже оцифрована. Документальная хроника — полностью, художественные фильмы — еще в процессе. Медленнее всего дело движется с телевизионными новостными программами на кинопленке 16 мм — работа над ними носит не столько технический, сколько исследовательский характер, рассказывает Алла Веренич:

— Белорусские новости конца 70–х мы уже оцифровали, их сохранилось не так много. А вот выпусков новостей 80–х годов гораздо больше. Считайте сами: за каждый месяц каждого года у нас есть как минимум 10 выпусков. А это — почти 2 тысячи коробок пленки. Сейчас потихоньку цифруем каждую из них.

Главная проблема — далеко не в самом процессе перегона пленки на новый носитель. Если пленка не потеряла своего качества, то процесс оцифровки много времени не займет. Другое дело, что просто оцифровать пленку мало — нужно еще и подробно описать, что, где и когда происходит в данный момент на экране. Описание одной пленки редакторы иногда готовят неделями: восстановить события порой не так–то легко.

— Дело в том, что закадровый текст к новостным сюжетам корреспонденты раньше читали в студии в прямом эфире. То есть сам сюжет у нас, получается, есть, а звука к нему нет. Поэтому редакторы проводят исследовательскую работу, пытаются выяснить, о чем в каждом из сюжетов идет речь. Если в кадре есть названия предприятий, городов или встречаются известные люди — все это обязательно фиксируется. Потом эти кадры используются, скажем, при подготовке различных спецпроектов Белтелерадиокомпании, — приводит пример Алла Ивановна.

В последнем, третьем, корпусе расположена фонотека. Сюда переехала лишь небольшая часть уникальных аудиозаписей — остальной фонд хранится на Макаенка, 9 и в Доме радио на улице Красной. Каждая полка фонотеки — своего рода архив культурной истории страны. Здесь голоса Ларисы Александровской и Владимира Мулявина, Риты Млодек и Зиновия Бабия, а также записи популярных опер и радиоспектаклей. В прошлом году Белтелерадиокомпания закончила работу над беспрецедентным проектом — уникальной коллекцией дисков «Музыкальное сокровище Беларуси». Чтобы собрать в одну аудиокнигу 127 записей за период с 1940 по 2010 год, в дирекции фондовых материалов отслушали километры фонопленки. Алла Веренич вспоминает:

— Сначала мы пытались вести какой–то подсчет, но потом бросили это дело. На то, чтобы отобрать для коллекции что–то действительно ценное и уникальное, ушел почти год. Одну только «Купалинку» в разных аранжировках мы отслушали более двух десятков раз.

Сейчас работа с аудиофондом продолжается. В планах у Белтелерадиокомпании — выпуск коллекции дисков с мелодиями, которые должен знать каждый белорус. Сначала коллекцию услышат школьники страны, а потом, возможно, музыкальная новинка поступит в продажу. Подробностей проекта пока не разглашают. Но обещают: мы узнаем обо всем самыми первыми.

Кстати

Самая старая документальная картина собственного производства, хранящаяся в фильмохранилище, — хронико–документальная девятиминутная лента «Десантники» режиссера В.Цыбулько (1959 г.).

Самый старый художественный фильм — комедия в шести частях «Два друга, модель и подруга» режиссера А.Попова (1927 г.). Производство — «Совкино».


Советская Белоруссия № 8 (24638). Пятница, 16 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter