Двенадцать мирозданий, прибывших в Брюссель из Беларуси

При кажущихся невнятице и внешнем сумбуре наша жизнь на земле взята в строгие рамки, как бы распределяющие людей по ролям и интересам.
При кажущихся невнятице и внешнем сумбуре наша жизнь на земле взята в строгие рамки, как бы распределяющие людей по ролям и интересам. В одном мире-отсеке живут политики, в другом, условно говоря, - ученые, еще в одном - владельцы материальных благ, а в следующем - хранители ценностей духовных. Все миры строго соблюдают каждый свой интерес. И лишь один "отсек" позволяет себе эскапады, ломая принятые правила игры. Это мир артистический, художественный, творческий. Испокон веков он - нарушитель схем, традиций и преград. Его бы за бунтарство вычеркнуть из общего порядка, но... Парадоксальное дело! Именно искусству удается сотрясать и одновременно гармонизировать, проникать, вторгаться и в то же время примирять. Потому что бунтарство творчества - оно за идею. Не за корысть.

Бунтари художественного мира Беларуси Сергей Войченко и Владимир Цеслер в начале апреля, во время католической Пасхи, объявились на политическом пространстве - в Европейском парламенте в Брюсселе, выставив там свою монументальную акцию "Проект века: двенадцать из XX". "Искусство должно спасти мир от красоты", - эффектно изрек модернистский лозунг перед поездкой Войченко, имея в виду, что красота - это приукрашивание, фальшь, а значит, ложь, тогда как искусство - предельная степень обнажения сокрытых условностями истин. Цеслер не изрек ничего. Последнее время он слился с компьютерной мышью в их общей мастерской, и отвлечь его даже на собственную выставку в центре Европы оказалось невозможным. Да и то сказать: "Мавр сделал свое дело...", а присутствовать на презентации уже не обязательно. Так что потрясать парламентский мир истиной, закодированной в форме 12 яиц-символов, поехал из этого знаменитого творческого тандема один Сергей.

И ему досталось...

Впрочем, об этом чуть позже, а сначала хочется поподробнее рассказать о проекте - самой, по-моему, талантливой модернистской акции конца века в Беларуси. Впервые скульптуры были выставлены в Минске 3 года назад... ночью под открытым небом в районе железнодорожного вокзала и БГУ. Наверное, художники интуитивно почувствовали, что проект, экспонаты которого имеют одну из самых совершенных природных форм, нужно "освятить" сначала под открытым небом. Стояла полная луна. Середина весны. Подмораживало. Гостей - минских байкеров - ждали с минуты на минуту. Но пока было пустынно и немного страшно. Казалось, что экспозиция оживает, шевелится, что яйца (а Вселенная, как утверждают ученые, имеет примерно ту же форму) начинают входить с небом в контакт и вот-вот в нем растворятся... Верьте - не верьте, но с тех пор в любом интерьере (а этот проект уже объехал пол-Европы от Москвы до Ганновера) скульптуры, заряженные энергией неба, оказывают на публику магический эффект. Официально же "Проект века" открыли для публики в галерее Европейского гуманитарного университета несколько месяцев спустя, в сентябре 1999 года. Потом был минский Дворец искусств, куда в день приходило до полутора тысяч человек; затем - Москва, ГМИИ им. Пушкина, там выставку благословила сама директор Ирина Антонова, обладательница безупречного вкуса и беспрекословного авторитета в музейном мире Москвы. После - Государственный русский музей Санкт-Петербурга (!) и наконец - ЭКСПО-2000 в Ганновере, где Войченко, опять-таки делегированный от тандема в единственном числе, вынул душу из организаторов, заставив-таки их потратиться и поменять цвет пола в секции, где размещалась экспозиция, потому что цвет пространства - это язык, сообщающий чувственную информацию. И он должен быть грамотным. Да, Войченко такой - подробно-тщательный, что ли. Так что Европарламенту "крупно повезло": его интерьер художник принял довольно благосклонно. (Я, между прочим, не шучу: настоящие профессионалы - люди жесткие и неуступчивые в отношении своего дела.)

Кстати, я почему так скрупулезно перечисляю географию выставок "Проекта"? А это - своеобразный паспорт, подтверждающий родовитость того или другого произведения искусства. Так что в Брюссель минчане привезли не что-то худосочное и стертое, а солидную художественную акцию, совершенную по материальному исполнению, которой до появления в политических коридорах Европарламента открывали двери прославленные музеи.

Какова суть концепции "Проекта века" Войченко и Цеслера? Как анонсирует выставку искусствовед Татьяна Бембель, неизменный куратор проекта, это - осмысление и оценка событий, произошедших в мировом искусстве за последние 100 лет. Яйцевидные скульптурные портреты олицетворяют 12 крупнейших художников XX века, повлиявших на сознание и вкус миллионов современников. Модильяни, Бродский, Малевич, Маяковский, Пикассо, Дали, Дюшан, Уайет, Тингели, Мазерель, Юккер, Вазарелли. Выбор персоналий, естественно, - авторское право. Как и выбор материала, в котором закодирована та или иная личность. Например, Иосиф Бродский представлен безупречно отшлифованным хрустальным яйцом, прозрачным как слеза. Поэт, по мнению авторов, вышел за пределы своего ремесла, он как мыслитель достиг таких высот духа, где в слове отражается лик Божий... Или классик сюрреализма Сальвадор Дали. Здесь символическое золотое яйцо-капля недвусмысленно ассоциируется со знаменитыми "текучими" часами. "Чугунный" Владимир Маяковский - пророк футуризма - это, по-моему, бомба замедленного действия. И она еще рванет в веках... Вообще интеллектуальное удовольствие от узнавания, интерпретирования, осмысления экспонатов - возможно, "главный приз", который может получить на этой выставке каждый.

И публика, собравшаяся в Европарламенте на открытии, очень быстро включилась в эту образовательную "викторину". Причем даже слишком активно. Редкий человек среди VIP-персон удержался, чтобы не потрогать руками скульптуры, настолько они чувственны и эффектны. Хотя, пожалуй, это немного странно: уж кому как не образованным международным чиновникам не знать правил поведения на вернисажах... Но, оказывается, эстетический соблазн так бывает велик, что хаос на некоторое время охватывает даже стройные ряды европейских чиновников. Словом, респектабельность и чопорность были забыты. Один темпераментный господин даже поднял с подставки кованое яйцо "Франс Мазерель". Но не рассчитал своих сил - уронил на пол. Хорошо, что оно стальное... Вот я и говорю: досталось Войченко. Кроме высочайшего внимания от послов и депутатов (а это тоже стресс для нормального - непубличного - художника), еще обыкновенное волнение за сохранность коллекции. Надо сказать, что место для экспозиции, которое заранее выбиралось в Европарламенте нашими дипломатами из посольства, необычайно выгодное со всех точек зрения. Не отдельный зал, а холл в информационном секторе, где проходит "жизненная тропа" всех депутатов и их помощников. Так что мимо выставки "Проект века" ежедневно проходили, наверное, сотни... Я даже представляю себе, какое это несомненно изысканное удовольствие: неожиданно увидеть на сером бархатном полу, в мягком свете, снопом падающем с зеркального потолка здания, пронзительно алые, крепкие, как удары резца, высокие подставки, на которых покоятся, возлежат, живут яйцевидные скульптуры. Совершенство ремесла и отточенность мысли. Вот так был нарушен политпокой в парламентском доме: тут тебе и Пасха, и модернизм, и художественная акция, и провокационный, просветительский аттракцион. Все в одном проекте.

И несколько слов о церемонии открытия. От Европарламента выступила депутат Мерседес Эшерер, под чьим патронатом, собственно, "Проект века" приехал в Брюссель.

Короткую, но интеллектуально изысканную речь произнес посол Республики Беларусь в Королевстве Бельгия Сергей Мартынов. (Приятно было потом получать комплименты за блестящего соотечественника-дипломата.) Искусствовед Татьяна Бембель, директор галереи ЕГУ, вовремя напомнила публике о том, как важно быть иногда не очень серьезными - "те, кто изображен здесь в виде яиц, сами в жизни были большими юмористами". Ну а художник Сергей Войченко, представлявший в тот день и себя, и своего товарища, развел руками. Что говорить? Смотрите. Если можете, наслаждайтесь. Немногословный Цеслер его бы явно одобрил...

P.S. Художественная акция в Европарламенте "Проект века: двенадцать из XX" состоялась при поддержке попечительского совета Международного образовательного центра в Минске, Европейского гуманитарного университета и посольства Республики Беларусь в Королевстве Бельгия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter