Двенадцать месяцев

В Беларуси живут Декабрские и Июльские, Сентябревы и Февралевы

В Беларуси живут Декабрские и Июльские, Сентябревы и Февралевы

Помните сказку Маршака про двенадцать братьев-месяцев, собравшихся в Новый год у лесного костра? Ту самую, где девочка с их помощью добыла корзину подснежников среди зимней вьюги? История эта добра, поучительна, но, увы, фантастична и в реальной жизни невозможна. Но… только на первый взгляд. В канун праздника наша газета совершила маленькое чудо: мы повторили сюжет известной сказки и собрали-таки вместе все двенадцать месяцев! Правда, среди них оказались не только братья, но и сестры, причем последних набралось намного больше...

Пенсионерка Надежда Июльская из Минска, например, окончила институт физкультуры и всю жизнь проработала в школе.

— Откуда такая фамилия? Дело в том, что я воспитанница детдома. Сразу после войны мама из-за тяжелых обстоятельств оставила меня в здании гороно, когда мне было три года. Сама я помнила только, что меня зовут Надя, но вот все остальное не знала. А поскольку нашли меня в июле, то и решили дать фамилию Июльская. Кто-то придумал отчество: Илларионовна — даже не знаю, кто и почему. Я вообще думаю, что такие фамилии характерны именно для бывших детдомовцев. Однажды, например, я на почте стояла в очереди и сказала в окошко свою фамилию. А женщина позади услышала и воскликнула: «Ой, наверное, из детдома!» Я говорю: «Да, а как вы узнали?» Женщина улыбнулась, промолчала, но, я думаю, она, наверное, была в курсе всей этой тамошней процедуры…

Могилевчанин Вячеслав Апреленко работает в охране. Свой самый необычный Новый год он встретил 31 декабря 1985 года, когда служил в Афганистане.

— Единственный раз пришлось отмечать праздник в боевой обстановке. В районе Джелалабада проводилась плановая операция по уничтожению бандформирования. Подняли нас за несколько дней, и планировалось, что к Новому году вернемся, но не получилось. Так вышло, что кишлак с душманами взяли в кольцо, и их нельзя было выпускать. Первоначально, конечно, вывели оттуда через коридор мирное население, а потом уже замкнули капкан. Мы были на возвышенности, на блокпосту, а «духи» — в низине. И вот Новый год, по радио прослушали московские куранты, выпили чуть-чуть спиртного, какое было, постреляли в воздух трассирующими. Были там мастера, что даже цифру 86 в небе выписывали. И тут со стороны кишлака тоже началась стрельба. Наша пехота в ответ тут же «угостила» их из минометов. В общем, ночь выдалась горячая. Помню еще, что наутро поднялись снизу дехкане с красным транспарантом, прокричали, что они мирные, мы дали им из пайка немного муки для хлеба и выпустили. Позднее нас на блокпосту сменили афганские военные, и мы вернулись в часть.

Минская пенсионерка Нина Октябрьская, как и Надежда Июльская, воспитывалась в детдоме. Недавно с ней произошел абсолютно комический случай.

— Приехала вечером с дачи, и тут — телефонный звонок. «Здравствуйте». — «Здравствуйте». — «Вы из Ошмян, из детдома?» — «Да». — «Хочу с вами встретиться». — «Зачем?» — «А я, возможно, ваш брат». Оказалось, в детстве мы делали общую фотографию на пороге детдома, так вот я и этот мужчина сидим там на одной ступеньке. Ну скажите, что за идея? С чего вдруг из-за этого я стану его сестрой? Отказывалась, как могла, но он все-таки настоял, пришел в гости и уговорил сделать анализ ДНК. А это сейчас легко: взять спичку с ваткой, провести по небу во рту, и все. Вовлекли еще одну женщину из того же детдома, которая сейчас живет в Вильнюсе. Я настолько уже этой идеей загорелась, что сама ее убеждала. Лишь бы он наконец отстал. В итоге из Вильнюса тоже выслали в конвертике такую же спичку с мазком. И что же? ДНК-анализ установил, что все мы от трех разных мам. С тех пор все тихо, мужчина больше не беспокоил.

Дмитрию Декабрскому из Минска, как и многим другим героям нашей статьи, фамилия часто помогает по жизни. Особенно в учебе.

— Помню, в строительном училище № 53 сдавал экзамен по истории. Выходила тройка, а мне нужна была четверка, и при этом я вообще не готовился. Поэтому тянул до конца, остался самый последний, сел перед преподавателем и думаю: «Что будет?» Посмотрел он в ведомость и говорит: «Так, Декабрский… Любопытная фамилия… Что же мне у тебя такое спросить?.. Хм… Ну, какое известное событие произошло в 1825 году?» Я сижу, ничегошеньки же не знаю, глазами хлопаю. Но вижу что-то такое у него во взгляде и как по наитию ляпнул: «Восстание декабристов». И попал! Он говорит: «Ну, что-то знаете, хотя бы про «своих»… Давайте свою зачетку…» И поставил нужную мне четверку.

А в деревне Слободка под Мстиславлем живет Валентина Ноябрева. Раньше она работала дояркой в СПК «Милейково», но по здоровью ушла раньше пенсионного срока.

— У меня три сына, и все Ноябревы. Это хорошо: может, не дадим такой интересной фамилии исчезнуть. Потому что хоть у мужа моего два брата и две сестры еще есть, но все как-то девочки у них рождаются. А нам вот повезло. К тому же старший уже женился и внука подарил. Опять-таки плюс! Средний и младший пока со мной живут. Младший, кстати, служил в спецназе, у него много грамот, даже благодарность Президента и наручные часы с дарственной надписью.

Дарья Май учится в столичном Институте современных знаний и хочет стать организатором праздников. А фамилия такая пошла от дедушки — Ришарда Мая.

— Наш дед —известный в Беларуси художник-абстракционист. У него своя студия, где он работает с детьми. И дома у нас висит две его картины: одна темно-бордовая, а другая светлых тонов. Фамилия не раз выручала: людям всегда от нее как-то светлее на душе становится. ГАИ остановит, инспектор посмотрит в права, посмеется и отпустит. Или у врача: «Ой, тут перед вами как раз была женщина с фамилией Июнь!» Знакомиться она помогает – сразу же есть тема для разговора. В общем, скоро я выйду замуж, но фамилию менять ни за что не буду! Новый год самый необычный мы встретили в 1998 году. Тогда собралась вся наша семья – человек 16, приехали даже родственники из Украины. И вот моя сестра-украинка сказала, что у них Дед Мороз приносит подарки в начищенную обувь и ее надо на балкон для этого выставлять. Мы так и сделали буквально за час до Нового года. Еще помню, у сестры были большие сапожки с ботфортами, а у меня маленькие башмачки, и я сильно переживала, что ей, наверное, покрупнее подарок достанется, чем мне. Родителям, естественно, пришлось экстренно бежать в магазин за новым подарком. Потому что один уже был приготовлен под елку.

Валентина Январева живет в Добруше и работает в местном узле электросвязи. До этого она 25 лет была оператором международной и междугородней связи.

— Эта фамилия у меня от мужа. Когда мы познакомились, я вначале подумала, что он меня разыгрывает, потому что у него ведь и день рождения был тоже в январе. Но потом выяснилось, что правда. Новый год самый запоминающийся провела года четыре назад, когда я ездила к своей сестре в Бобруйск на лесную дачу. Очень здорово было в новогоднюю ночь погулять среди засыпанных снегом елок.

Минчанин Сергей Августинский — отец тройни. Малышей при рождении назвали Ярослав, Савва и Арина. 22 января им исполнится по 6 лет.

— О том, что будет столько детей, узнали случайно. Сначала думали, двойня. А потом как-то врач УЗИ вывела руку с аппаратом на поясничную область и охнула: «Батюшки, да у вас же тройня!» И мы все упали в обморок. Тройня — это ответственно. Приходится на двух работах вкалывать. Конечно, дедушки и бабушки помогают. У нас в семье есть такая новогодняя традиция: в начале декабря вешаем на стену специальный календарь, где к каждому числу прикреплен мешочек. Целый месяц Дед Мороз по ночам кладет туда подарки: или три машинки, или три чупа-чупса… Каждый раз всего по три. Само собой, главные подарки появляются в новогоднюю ночь под елкой.

Алеся Март приехала в Минск на учебу из деревни Хойно Пинского района и живет сейчас в общежитии лингвистического университета. Она – будущий преподаватель немецкого и любит читать в оригинале Ремарка.

— У нас в роду учителей много: мама – учитель истории, бабушка и тетя – русского языка и литературы, дядя – информатики и математики… А я немецкий язык полюбила в колледже. Там мы, например, ставили на немецком любительский спектакль, посвященный как раз Рождеству. В Германии ведь целых четыре Деда Мороза: Святой Николаус, Вайнахтсман, Тристкин и Кнехт руперт. Последний в одной руке несет сундучок с подарками для хороших детей, а во второй — с розгами для плохишей. Так вот спектакль был о том, что они перепутали даты своих визитов. Но закончилось все хорошо.

Детский стоматолог Александра Сентябрева из Минска никогда не отмечает Новый год дома, а проводит его на горно-лыжных курортах. В прошлый раз, например, ездила в Осло, а сейчас собирается в Санкт-Петербург.

— Мои родители под Новый год однажды попали в историю. Мы тогда жили в Мурманске, и папа с мамой улетали в отпуск на юг, в Сочи. Естественно, забронировали билеты по телефону заранее. А когда в день отлета приехали в аэропорт, оказалось, что оператор по ошибке зарегистрировала их билет на фамилию Октябревы. И как папа с мамой ни старались объяснить, что таких совпадений не бывает и что это явно их билет, ничего не помогало. Лишь когда уже оставалось пять минут до вылета, билеты все-таки продали. Так что мама с папой смогли получить несравненный крымский загар.

Анатолию Февралеву из Витебска уже 82 года, 57 из них он отработал врачом-эпидемиологом. Но самое любопытное, и он, и его мама родились именно в феврале!

— Коллега из Хабаровского мединститута рассказывал, что у них на Дальнем Востоке есть целая деревня Февралевых. Интересовался, не оттуда ли я родом. Но нет. Правда, в командировках поездил по всему Союзу. Например, в Туркмении была эпидемия чумы среди животных. Ездили по пустыне с палатками, отлавливали грызунов, исследовали их и затем, если что-то обнаруживалось, проводили дератизацию района. А в Витебске повышенная готовность была при подготовке к Олимпиаде-80. Готовили лаборатории, палаты для госпитализации, улучшали сансостояние объектов в городе. Ведь тогда через Беларусь в Москву шел огромный поток иностранцев: и по трассам ехали, и в поездах. К счастью, никаких нештатных ситуаций не случилось.

Наконец, список завершает самая юная из наших двенадцати месяцев – минчанка Дарья  Июньская. Девушке 16 лет, она учится в 11-м классе и собирается стать архитектором.

— Думаю поступать на архитектурный факультет БНТУ. Хочу проектировать необычные жилые дома, которые бы поднимали настроение, спортивные сооружения для молодежи и дачи друзьям. У нас в семье есть новогодняя традиция: в канун праздника вместе с родственниками обязательно ходим в какой-нибудь ресторан либо кафе, играем в бильярд или боулинг.

--------------------------------------------

Кстати

Новый год на носу, а поэтому мы не могли отпустить героев нашего материала без подарков. Во-первых, те симпатичные майки с названиями месяцев, в которых вы видите их на фотографиях, остались им на память — в этом нам помогло ООО «Еврофлаг». Во-вторых, все месяцы-минчане, кто не проспал и дошел до нас в субботнее морозное утро, получили в подарок фотосессию от студии современной фотографии «f-studio». И в третьих, все они получили подписку на «Рэспублiку» и сувениры от нашей редакции.

Василь МЕЛЬНИКОВ, начальник отдела продаж ООО «Еврофлаг»:

— Декабрь для нас всегда горячее время: много заказов к Рождеству и Новому году. Например, недавно одна фирма заказала ленточку общей длиной один километр с поздравлениями и фирменной символикой. А другая компания попросила сшить блестящие синие мешочки и вложить туда елочные шарики с поздравлениями и корпоративной символикой. Еще предприятия заказывают сувенирную продукцию: флешки, ручки, зажигалки, брелки, значки и многое другое. Запомнился заказ «Беларусбанка»: они попросили сделать полторы тысячи женских шарфиков и 140 мужских галстуков зеленого цвета для всех своих сотрудников в Минской области.

Часто делаем флаги: например, к приезду президента какой-нибудь страны. Потом эту символику развешивают на проспектах Независимости и Победителей. Кстати, сейчас по всему Минску висит много праздничных разноцветных флагов и гирлянд с треугольниками — эти украшения к Новому году у нас заказывали ЖРЭО.

А недавно проходил молодежный чемпионат мира по хоккею в Бобруйске. Для этого мероприятия мы делали вымпелы. Их часто заказывают у нас для разных спортивных состязаний.

От следующего года ждем многого: скоро закупим новое оборудование, которое позволит работать с тканями в рулонах. Это значит, мы сможем печатать изображения на обоях, шторах, обивке для мебели и театральных декорациях.

Сергей ФИДАРОВ, директор студии современной фотографии «f-studio»:

— Перед Новым годом заказов приблизительно в два раза больше, чем в летние месяцы. Люди приходят разные и часто с необычными просьбами, поэтому и интересных историй, связанных с нашей работой, очень много. Например, как-то одна музыкальная группа попросила сфотографировать их в кроваво-жутком стиле. Пришлось импровизировать, чтобы клиенты остались довольны. А однажды пришли ребята, подготовились к съемке в гримерке, вышли оттуда и всех нас очень удивили: все они были перевязанные, перебинтованные, с костылями — как будто только что из травмопункта. Если вспоминать что-то новогоднее, то вот совсем свежая история: на съемку пришел Дед Мороз и привел с собой семь Снегурочек.

Кроме портретов и портфолио, делаем семейное, репортажное, свадебное, рекламное фото, занимаемся артфотографией, съемками интерьера. Девушки любят фотографии в стиле ню.

Чего ждем от следующего года? Хотим расширить ассортимент услуг. Сейчас отличаемся от других фотостудий тем, что мы единственные, кто занимается аэросъемкой. У меня, например, на счету более 230 прыжков с парашютом, и из них около двадцати — с фотоаппаратом. На этом, конечно, останавливаться не собираемся. В планах, например, подводная съемка и многое другое.

--------------------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фото: «f-studio», Евгения БЕРЕЗЮК, Владимир СТАТКЕВИЧ, Евгений Устинов, Елена БегуновА, Виктор Терешонок, Анна ШироковА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter