Семья Героя, погибшего в Беларуси, переехала из Москвы поближе к его могиле

Две любви комдива Массонова

Семья Героя, погибшего в Беларуси, переехала из Москвы поближе к его могиле

МОСКВИЧКА Инесса Массонова–Кальянова давно полюбила городок Свислочь, что в двух десятках верст от Беловежской пущи. Сюда Инесса Николаевна последние 15 лет регулярно приезжала по 3–4 раза в год на могилу своего отца Николая Массонова. Он погиб на этой земле 17 июля 1944 года — как раз в тот день, когда освобождали Свислочь от нацистов. А 23 августа того же года Николаю Массонову было присвоено звание Героя Советского Союза.


Но дальние поездки для 82–летней женщины утомительны. Поэтому вместе с сыном Алексеем, к слову, бывшим военным, решила перебраться из Москвы на ПМЖ в Гродненскую область. Купили дом в пригородной деревне Занки, где уже живут полгода. До могилы отца и деда — совсем рядом...


У калитки ухоженного свежевыкрашенного в салатовый цвет дома с большим садом меня встретил Алексей Феликсович, внук Николая Массонова:


— Только обживаемся, а впечатлений уже много. Чистый воздух, тишина, уют. Немного непривычно после московской суеты. Главное же, мы находимся на священной для нашей семьи земле...


В комнату, где висит большой портрет Николая Массонова, зашла Инесса Николаевна. В руках — стопка фронтовых писем отца. Он часто писал любимой жене Зинаиде Юлиановне:


«Моя милая, ясная звездочка! Очень жалею, что не мог заехать к тебе. Как видишь, причина довольно уважительная — застала война... Не знаю, где буду, как приеду, немедленно напишу... В первом письме обязательно пришли карточку, где сняты всей семьей, а то у меня есть только твоя, а карточки дочери нет... Целую. Твой Николай. 30. 06. 41 г.».


«Здравствуй, моя ясная звездочка! У меня две любви: моя Родина и ты. Для вас я готов на любую жертву. Лишь бы были счастливы моя Родина и ты. Твой Николай. 5. 06. 42 г.».


— Инесса Николаевна, а каким вы запомнили отца?


— Первые впечатления — служба в Монголии в конце 30–х годов прошлого века. Мне тогда было 7 лет, жили в землянке. В школу меня возили на повозке за 10 километров. Папа приходил обычно к полуночи. Как сейчас помню: подойдет к кроватке и поцелует. Папа родился в 1905 году в Васильсурске Нижегородской области в семье рабочего. В 12 лет остался сиротой, работал на сплаве леса, в уголовном розыске. Затем окончил Рязанскую пехотную школу. В Великую Отечественную его полк получил боевое крещение под Оршей. Попал в окружение. И тут начались большие проблемы. Папа, как мог, выводил солдат из окружения. Спас многих. Но это вовремя не оценили. Его как «дезертира» отправили в лагерь НКВД в Подольск. Мы же об этом ничего не знали, хотя уже перебрались к родственникам мамы в Москву. И тут помог случай: один рабочий, перевозивший на машине хлеб, узнал отца, потому что он помогал этому солдату выйти к своим. Папа попросил листок бумаги и карандаш. Так до нас дошло письмо из лагеря:


«Мой милый, славный Зинок!.. Нахожусь еще в Подольске. Был ранен в правую руку осколочным ранением навылет и остался раненым в лесу, в тылу у немцев. Когда рука зажила, перешел линию фронта к своим, где и нахожусь теперь. Что я перенес за это время, в письме не опишешь. Сейчас важно, что все мы живы и здоровы. Когда увижу вас, мои дорогие, сказать трудно».


Это письмо получило неожиданное продолжение. Жена Николая Массонова, Зинаида Юлиановна, написала прошение самому Сталину. Чтобы освободить мужа из лагеря...


— И случилось чудо, — вспоминает Инесса Николаевна. — Через две недели папу неожиданно вызвали из Подольска в Кремль. И председатель Верховного Совета Калинин вручил ему орден Красного Знамени — за мужество и умелое командование войсками в районе Орши...


В августе 1943 года Массонова назначают командиром стрелковой дивизии, которая сражалась под Брянском, а затем на Белорусском фронте. За освобождение Унечи ей было присвоено почетное наименование Унечской. За освобождение Гомеля дивизия награждена орденом Красного Знамени.


— Последний раз я видела папу в 1943 году, — вспоминает Инесса Николаевна. — Он на несколько часов заехал к нам в село Воротынец бывшей Горьковской области. Попросил мою маму приехать к нему на фронт.


Зинаида Юлиановна провела с мужем на войне около полугода, работала в дивизии связисткой. Николай Массонов очень хотел сына. А когда жена забеременела, отправил ее домой, в Москву. Правда, ребенка он так и не увидел. 17 июля 1944 года автомобиль, в котором ехал полковник Массонов, подорвался на мине в Свислочи. Отважный комдив погиб. А в декабре родилась дочь Валентина.


— Валя сейчас живет в Москве, — говорит Инесса Николаевна. — А мама пережила моего отца на полвека. Очень важно, что власти Свислочи бережно хранят память об отце: он похоронен в братской могиле на Аллее героев в центре города. На месте гибели папы установлен мемориальный знак — огромный валун с барельефом. Туда я регулярно теперь прихожу.


iosif_popko@mail.ru

 

Союз. Беларусь - Россия. № 28 (508). Четверг, 25 июля 2013.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter