Дважды два пять

Если только вы не готовы отстаивать свою правоту.
Если только вы не готовы отстаивать свою правоту...

Прямо-таки курьезная история переполошила недавно персонал минских ресторанов. В городе появился лжеофициант. Ближе к полуночи в ресторане "Вернисаж" он подошел к посетительнице, вежливо принял заказ и, "чтобы лишний раз не обременять застолье своим появлением", предложил сразу расплатиться... 10 минут, 15, 20... Думаю, многим знакомо состояние, когда чаша терпения переполняется и уже нет сил ждать желанные блюда и напитки. Дойдя до этой крайней точки, клиентка решила высказать свое возмущение обслуживающему персоналу. Каково же было ее удивление, когда те только пожали плечами и сказали, что такого официанта в "Вернисаже" никогда не было! Вот так номер! Значит, ее обслуживал мошенник - забрал деньги и смылся. Сотрудники ресторана тут же вызвали милицию. И уже буквально спустя несколько часов парень попался в "Аквариуме". Что и говорить, у мошенников недолгая карьера. Впрочем...

Стилистика обмана

Если говорить о ресторанном бизнесе напрямую, то очень высокий процент официантов (замечу, не лже) можно было бы отнести к числу мелких мошенников. Вы удивлены? Всегда проверяете счета и никогда не замечали ничего подозрительного? Вам повезло. Или, может быть, вы просто не замечали. Ведь чем опытнее официант, тем более изощренные способы незаметного обмана клиентов он придумывает. Причем нередко от этого страдает не только клиент, но и сам ресторан.

Ну, например, почему бы не предложить гостю сделать заказ, просмотрев липовое меню с заведомо завышенными ценами. Скажем, стек из свинины будет стоить не 14 тысяч, а 14.200. Уж если вы согласны выложить такие деньги за кусочек мяса, то 200 рублей вряд ли заставят вас задуматься. Или, что мешает официанту выписать счет от руки, соврав, что компьютерная система учета в ресторане не работает? А может быть, договориться с кассиром и работать "мимо кассы"? 5 минут - и деньги в кармане. Или в счет вам впишут только названия блюд без указания их цены. Поэтому к моменту оплаты вы просто забудете, сколько что стоило, и заплатите сумму, которую вам назовет официант. Но наиболее распространен обман клиентов при подаче спиртных напитков. И не обязательно разбавлять водку. Можно просто вместо 100 граммов "Абсолюта" принести 95 г "Аквадива". Вряд ли уже изрядно подвыпивший посетитель сможет почувствовать разницу.

Есть и еще один способ - признаюсь, его жертвой однажды стала я сама. Впрочем, тогда я готова была поверить в случайность. Так вот, изрядно замерзнув на улице, я решила зайти в один из столичных ресторанов и согреться чашечкой кофе. Поначалу все было очень цивильно. И взгляды приветливые, и обслуживание расторопное. Но как только я расплатилась по счету, официант просто забыл о моем существовании... несмотря на то, что мне нужно было вернуть сдачу - порядка 7 тысяч рублей. Ничего себе чаевые за кофе! Не то чтобы я очень нетерпеливый человек, но спустя минут 20 ожидания я все же решила выразить ему свое возмущение. Он только невинно захлопал глазками: мол, так заработался, что моя сдача просто выскочила у него из головы.

Такая "наивная невинность" просто обескураживает. А к тому же далеко не все в такой ситуации стали бы восстанавливать справедливость и высказывать претензии. Большинство клиентов или гостей, как вежливо нас принято называть в некоторых ресторанах, просто не захочет портить себе настроение.

Пражское гостеприимство

Но это все ягодки по сравнению с наглостью общепитовских работников в мировых центрах туризма. За все говорить не берусь - не знаю. Зато в красавице Праге, например, обман, по словам представителей Чешской торговой инспекции, происходит более чем в 30 процентах заведений. Говорят, что в этом городе есть кафе и рестораны, где "дурят" буквально каждого посетителя: чеха - на несколько крон, иностранца - на несколько десятков или даже сотню. Впрочем, это не касается маленьких ресторанчиков на окраине. Здесь стремятся привлечь постоянных клиентов и поэтому предлагают высокое качество услуг. А вот в центре Праги, где каждый день сменяются сотни тысяч туристов, вероятно, это просто ни к чему. Как сообщает газета "Чехия сегодня", здесь не брезгуют даже самыми грязными способами обмана. Например, в блюда из фарша могут добавить мясо, не доеденное одним из предыдущих клиентов или с просроченным сроком годности. Плохое качество блюда вам не удастся определить на вкус из-за большого количества перца и других специй. Кофе сварят из ранее использованного. Большой шумной компании, которая уже заказала 15 - 20 бокалов пива, включат в счет еще парочку. Где там подсчитаешь? А могут и вообще дописать графу "музыкальное оформление". Мол, песни слушали, а платить кто будет?! В общем, бдительным нужно быть на каждом шагу. И уж если вы заметили обман, не стесняйтесь, выскажите все своему обидчику. Будьте уверены, он извинится. А если нет, сразу зовите хозяина заведения - он еще и отблагодарит вас за то, что вы указали ему на недобросовестного работника.

Кухня изнутри

В чем же причина ресторанных обманов? Ведь нередко кроме положенной зарплаты работникам ресторанов перепадают и чаевые. Но... Во-первых, их еще нужно заработать. Во-вторых, это дело добровольное. И, скажем, в некоторых странах их попросту давать не принято, дабы не оскорбить персонал.

В то же время, уж не знаю, как у нас, но, к примеру, в Санкт-Петербурге (по секрету рассказала мне знакомая, занятая в ресторанном бизнесе) работу официантов регулируют всевозможные штрафы. Скажем, не дождался клиент в элитном кафе своего заказа, разозлился, собрался и ушел - деньги за заказ высчитают с официанта. А где их взять? Не своей же мизерной зарплатой рассчитываться...

Бытует и еще одно мнение: в общепите воровство - что-то вроде привычки. Ну как можно не воспользоваться проторенной за долгие годы дорожкой, которая неизменно приносила большие прибыли?

Успокаивает лишь то, что есть все же официанты, которые любят свою профессию и ни за что не станут рисковать карьерой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter