Два плана по Сирии

Сегодня существует два плана решения глобальной проблемы терроризма — российский и американский
Позавчера в катарской столице, Дохе, глава МИД РФ Сергей Лавров представил план Президента Владимира Путина по борьбе с «Исламским государством». Его суть в создании широкой коалиции с участием сирийской и иракской армий, курдов и стран региона. А днем ранее президент США Барак Обама дал разрешение на применение авиации в Сирии для защиты сил оппозиции, также воюющих против исламистов.

Таким образом, сегодня существует два плана решения глобальной проблемы терроризма — российский и американский. Казалось бы, это должно сработать как пресловутая шуба–доха мехом внутрь и наружу: обложить террористов международными усилиями вокруг и бомбить внутри Сирии. Но, увы, пока эти два плана расходятся в одном важном пункте. США готовы защитить сирийскую оппозицию в случае атаки на нее не только исламистов, но и правительственных войск Башара Асада. По сути, это означает возможность прямого вовлечения США в гражданскую войну в Сирии на стороне оппонентов Дамаска. Владимир Путин, напротив, предлагает использовать сирийскую армию (читай Асада) как одну из самых боеспособных сил, умеющих противостоять «Исламскому государству». 


Смогут ли эти державы преодолеть противоречия и объединить свои усилия в борьбе против этой настоящей чумы XXI века? Ведь никто не отрицает, что именно такой чумой и угрозой является «Исламское государство». США, кстати, уже возглавляют международную коалицию с участием их союзников в регионе, которым пока не удается остановить разрастание этой угрозы. При этом Россия и другие государства, поддерживающие режим в Дамаске, не готовы сотрудничать с данной коалицией до тех пор, пока ее миссия не будет оформлена в виде специальной резолюции Совбеза ООН.

У Москвы есть собственные предложения по противодействию террористической угрозе в Сирии и Ираке, которые в Дохе впервые развернуто представил Сергей Лавров.

Москва считает, что, цитирую: «...необходимо формировать коалицию единомышленников, в том числе из тех, кто «на земле» с оружием в руках противостоит террористической угрозе». Ведь в последние месяцы стало очевидно — только ударов с воздуха недостаточно, чтобы остановить ИГ. Исламисты потому и расползаются по региону, что имеют преимущество на земле. Но включаться в наземную операцию Запад не хочет, слишком велики будут потери.

Логично использовать для такой наземной операции те силы, которые есть, как сказал Лавров, «на земле» и терять которым нечего. А это включает сирийскую и иракскую армии и курдов, являющихся смертельными врагами исламистов.

Да, заманчивое предложение, если бы оно не столкнулось с новой старой стратегией США в Сирии. Вашингтон и Эр–Рияд (как и Доха) по–прежнему добиваются отставки президента Сирии Башара Асада, поддерживая противостоящие им вооруженные формирования. С военным включением Турции в этот конфликт ситуация еще больше запуталась. Главный вопрос: готова ли Турция всерьез воевать с «Исламским государством»? Пока она всерьез воюет с вооруженными формированиями Курдской рабочей партии и так же всерьез не воспринимает Асада.

И на этом фоне «Исламское государство» отвоевывает себе все большие территории на Ближнем Востоке. Это уже действительно государство со своей человеконенавистнической идеологией, своими ресурсами, приобретенными в богатых нефтеносных районах, а главное — своими территориальными границами, возникающими на руинах завоеванных слабых государств.

Что–то до боли знакомое мы уже видели в истории XX века — тогда, когда над Европой нависла аналогичная «коричневая чума», Сталин предлагал Британии и Франции союз против нацизма. Те, выгадывая, кого они больше боятся, отказались, подставив под удар Гитлера всю Европу. Которую все равно потом пришлось спасать общими силами, потеряв миллионы солдат и под Сталинградом, и на Висле, и при высадке в Нормандии...

Сейчас цивилизованный мир решает, по сути, ту же дилемму. Спорить между собой или отражать общую страшную угрозу.

Если даже Вашингтон сегодня не примет предложение Владимира Путина, оно имеет смысл. Во–первых, оно демонстрирует настрой на сотрудничество. Во–вторых, это действительно реальное решение проблемы. Иракская, сирийская и курдская армии при поддержке международной коалиции вполне могут справиться с ИГ. И, наконец, такая коалиция может быть без труда «освящена» мандатом СБ ООН. Российские СМИ пишут, что российский Президент планирует уделить этой теме особое внимание в ходе своего выступления на открытии 70–й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью–Йорке в конце сентября.

А там уже всему миру решать, является ли для него ИГ настоящей угрозой. Тогда и бороться надо всем миром, не давая исламистам возможности вывернуть регион наизнанку.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 147 (24777). Среда, 5 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter