Два аромата в одном флаконе

В подмосковном городе Голицино под эгидой Совета Европы прошел семинар Московской школы политических исследований, участие в котором приняли депутаты Государственной думы, журналисты ведущих западных и российских СМИ (а также корреспондент "СБ"), европейские политики и эксперты-политологи.
В подмосковном городе Голицино под эгидой Совета Европы прошел семинар Московской школы политических исследований, участие в котором приняли депутаты Государственной думы, журналисты ведущих западных и российских СМИ (а также корреспондент "СБ"), европейские политики и эксперты-политологи. Перед участниками семинара предстал неожиданный гость - претендент в кандидаты на пост Президента Беларуси Семен Домаш, заглянувший на сановитую тусовку по пути в Тюмень. Получив слово, претендент поведал присутствующим, что, хотя "единый" кандидат от оппозиции уже выдвинут, этот факт далеко не столь однозначен. Пишущая братия в Беларуси, оказывается, наивно полагала, что так называемая "пятерка" оппозиционных лидеров и примыкающие к ней претенденты согласились использовать собранные ими голоса в поддержку "единого" кандидата В.Гончарика. Однако, признался российской публике Домаш, между ним и Гончариком есть "одна неясность, которая не всем понятна". Члены коалиции рассчитывали, что преодолеть 100-тысячный рубеж должны были примерно 10 - 12 человек, и в расчете на это они 21-го числа определили единого лидера. По всем критериям, заявил Домаш, лидером должен был стать он, а не Гончарик. Однако раз уж большинство высказалось "за", то куда же против большинства. "Мы его определили лидером, - сказал Домаш, - совершенно не зная о том, что трое из нас не преодолели 100-тысячный рубеж". Иными словами, тем самым авторитетность решения коалиции подрывается, и Домаш под благовидным предлогом получает право его нарушить. Разбираться же, кто из них больше похож на кандидата в Президенты, эти двое станут после регистрации, и не надо долго гадать, откажется ли Домаш участвовать в этом электоральном бизнесе дальше.

Здесь сразу возникает вопрос, какой тогда смысл остался в выдвижении "единого" кандидата? Кандидатура Домаша, по его словам, будет запасным вариантом на случай, "если что-то случится и по каким-то причинам Гончарик будет не зарегистрирован, или что-то другое, не дай Бог, произойдет". Объединенный избирательный штаб, мол, тогда выпустит Домаша со скамейки запасных и станет работать на него. Но самое интересное, что избирательные штабы самого Домаша перепрофилированы на Гончарика не будут - наверное, ожидая момента, когда "произойдет, не дай Бог, что-то другое".

К этому следует добавить, что в "Московских новостях" появилась статья с характерным названием "Проиграла молодость". Ее стоит процитировать: "Поскольку никто не хотел уступать пальму первенства, в ход пошла интрига. Бывший глава Минсельхоза Василий Леонов, отсидевший два года в тюрьме по надуманному обвинению и ставший в последнее время неформальным лидером оппозиции, провел закулисные переговоры с другими членами "пятерки". Фаворитом Леонова был Гончарик: когда Леонов работал первым секретарем Могилевского обкома партии, Гончарик был вторым секретарем того же обкома, и они даже жили в одном подъезде. Леонов убеждал членов "пятерки", что Путин якобы лично одобрил кандидатуру Гончарика, а это для оппозиции важно: рейтинг российского Президента в республике выше рейтинга Лукашенко. В итоге Домаша предали руководители БНФ Винцук Вячорка и Юрий Ходыко. При этом они пренебрегли социологическими расчетами, по которым во всей "пятерке" именно Домаш имел лучший рейтинг. ..."Пятерка" добровольно замуровалась во Дворце профсоюзов и начала уговаривать Домаша. Под давлением Домаш согласился снять свою кандидатуру, что повергло его штаб в полное изумление".

Как бы то ни было, едва ли подобного рода "послание" о "втором едином" Домаш осмелился бы открыто пустить на внутрибелорусский информационный рынок. Российская региональная элита, понятное дело, выкажет больше сочувствия Домашу, если услышит, что он "тоже первый", однако признание сугубой декоративности "единого" наверняка окажет катастрофическое воздействие на электорат оппозиционной коалиции. Из разговоров в кулуарах семинара ясно следовало, что электоральные экзерсисы Домаша, толкнувшего идею о "втором едином" и тем самым посеявшего раскол вместо консолидации, вызвали больше недоумения, нежели сочувствия. Остается спросить: эти высказывания Домаша сделаны лишь в расчете на российскую публику или речь идет о том, что идею "единого" уже можно не принимать всерьез?

Недавно Домаш и Гончарик распространили новое заявление, подтверждающее их позицию. Но возникает вопрос: почему для "дома" - одно, для России - другое?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter