Ветеран ГКСЭ: в руках эксперта сосредоточено такое понятие, как «установление справедливости»

Душегуба выдал генотип

Владимир Авсянников награжден медалями «За безупречную службу» III и II степени. В 2010 году указом Президента ему присвоено почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Республики Беларусь».
На глазах Владимира Ивановича Авсянникова закладывались основы белорусской судебно-экспертной системы. В его биографии экспертная деятельность занимает особое место — в этой сфере он отработал более 40 лет. Ветеран Государственного комитета судебных экспертиз прошел все должностные ступени: от инженера по спецтехнике райотдела милиции до начальника Государственного экспертно-криминалистического центра МВД. После создания ГКСЭ в 2013 году возглавлял в нем управление повторных экспертиз центрального аппарата. Владимир Авсянников рассказал, как развивалась судебно-экспертная деятельность в Беларуси.

«В то время никаких экспертиз не проводили»

Владимир Иванович окончил Минский радиотехнический институт (ныне БГУИР. — Прим. ред.) и затем был направлен в Минский научно-исследовательский приборостроительный институт. Cвою дальнейшую жизнь решил связать с органами внутренних дел. В 1978 году Авсянникова приняли на должность инженера по спецтехнике Московского РОВД Минска. Изначально Владимир Иванович думал, что с учетом его радиотехнического образования поручат заниматься в основном радио- и телефонной связью. Однако позже выяснилось, что это одна из нескольких задач. Основной обязанностью оказалось участие в качестве специалиста в осмотрах мест происшествий по фиксированию обстановки, обнаружению и изъятию следов преступления.

Как рассказал Владимир Авсянников, в то время никаких экспертиз специалисты районного уровня не проводили. Были только фотосъемка, которой в начале своей карьеры и занимался специалист, а также обнаружение и изъятие следов пальцев рук, обуви, транспортных средств и других вещественных доказательств.

Разработки белорусских ученых помогли выйти на новый уровень

В 1982 году в Министерстве внутренних дел произошли некоторые штатные изменения. Должность инженера по спецтехнике Владимир Иванович сменил на должность старшего эксперта экспертно-криминалистической группы. Функции, задачи и специфика работы тоже поменялись:

— Эксперт-криминалист районного звена в то время обязан был владеть соответствующими знаниями и выполнять как минимум три основных вида экспертиз: дактилоскопическую (исследование отпечатков пальцев), холодного оружия и трасологическую (следы ног, зубов человека, лап животных и т.д.). 
В то время экспертно-криминалистическая служба УВД Минска составляла 19 сотрудников, из них девять старших экспертов-криминалистов районного звена (по одному в каждом райотделе). Для сравнения: в 2012 году экспертов в Минске было почти 170 человек, поэтому работы в то время хватало.
Фото из архива «СБ».
Особое внимание в нашем разговоре собеседник уделил развитию судебно-экспертной службы в 1990‑е. Тогда Владимир Иванович занял должность заместителя начальника отдела организации экспертно-криминалистического подразделения МВД:

— Для того времени были характерны разбойные нападения на дорогах, убийства, миграция преступных элементов и воров в законе. К тому же в Минске появилось много различных банков. С их увеличением возросло и число преступлений в банковской сфере. Параллельно в деятельности государственных структур активно внедрялась компьютерная техника. В связи с чем возникла потребность в проведении новых видов экспертиз некриминалистического характера — судебно-экономических и компьютерно-технических.

Владимир Авсянников рассказал:

— В 1990–2000‑е был такой банк Белбалтия, в отношении должностных лиц которого возбудили уголовное дело. Сначала проведением экспертиз занимался Нацбанк, а в последующем было принято решение о создании подразделения, которое будет специализироваться на судебно-экономических экспертизах.
К слову, в то время благодаря тесному сотрудничеству белорусских ученых и экспертов была создана АДИС — это автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система, которая позволила обрабатывать и хранить в электронном виде дактилоскопическую информацию, а также проводить с ее помощью поиск по папиллярным узорам пальцев рук.
— В последующем эта система развивалась и совершенствовалась. После создания такого банка данных в год раскрывалось от трех до пяти тысяч преступлений, — отметил эксперт.

В 1996 году в соответствии с указом Президента в стране был создан Государственный экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел, который в 2002 году возглавил Владимир Авсянников и где он нес службу до 2013‑го.

«Первые раскрытия преступлений с помощью генотипоскопии стали шоком»

В нулевые у белорусских экспертов-биологов появилась возможность создания системы генотипоскопических учетов. Результаты проведения данного вида экспертиз (в итоге исследования специалист получает генотип человека) помещались в базу данных, где также находились генотипы биологических следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и осужденных, обвиняемых и других лиц.

— И первые раскрытия преступлений с помощью генотипоскопии стали шоком. Раскрыто сразу несколько преступлений прошлых лет в Гродненской области — это, например, убийство и сожжение девушек. Уголовное дело середины 2000‑х годов. Со временем шло активное пополнение массива данных. И был заложен фундамент, на котором судебные эксперты работают и сегодня, — поделился Владимир Иванович.

Фото Александра Горбаша.

В 2013 году проведено масштабное реформирование отечественной системы государственных судебно-экспертных учреждений. Появился Государственный комитет судебных экспертиз. Владимир Авсянников возглавил управление повторных экспертиз центрального аппарата ГКСЭ. На вопрос, что изменилось с появлением комитета, специалист ответил:
— С созданием государственного комитета эксперты освободились от несвойственных им функций и сложились, на мой взгляд, идеальные условия для их профессионального роста. Это дало возможность повысить качество проводимых исследований, от которых зачастую зависит судьба человека. На это влияет профессионализм специалиста, его заинтересованность в результате своего труда, в желании развиваться и постоянно внедрять в свою работу все передовое, чтобы быть экспертом нового поколения. Таких людей должна отличать усидчивость, целеустремленность, стремление к новому. А главное — любовь к своей профессии и честность. Ведь в руках эксперта сосредоточено такое понятие, как «установление справедливости».
gotovko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter