Дурные сны

У вас есть автомобиль? И при этом вы спите спокойно? Вашей беспечности можно только позавидовать.
У вас есть автомобиль? И при этом вы спите спокойно? Вашей беспечности можно только позавидовать.

Почему? Потому, что угон машин нынче - один из самых популярных видов краж, к тому же весьма специфический: в 99 случаях из 100 на месте совершения преступления, как говорится, ни бугорка, ни впадинки. Ни улик, ни свидетелей.

Тяга к похищению наших с вами личных автотранспортных средств среди граждан с криминальным складом ума растет с каждым днем. По данным службы информации УИОС МВД, в минувшем году зафиксировано 1.942 угона - на 300 больше, чем в 2001-м, и почти треть из них - 706 - случились в Минске. Найти городским розыскникам удалось 289 легковушек, то есть более 40 процентов. По мнению специалистов, это немало, учитывая особую сложность раскрытия таких преступлений, - в среднем по стране их раскрывается не более трети. В авторозыскном деле ведь как: для начала следует разобраться, а был ли угон? 10 процентов обращений по поводу кражи автомобиля - просто миф. Иными словами, пропажа любимого "Гольфа" или "восьмерки" - не более чем инсценировка. Мотивы спектакля, разыгранного "безутешным" владельцем "похищенного" авто, порой самые неожиданные: скажем, угроза дележа автоимущества при разводе с благоверной или перспектива хапнуть на халяву страховку. Ничего не скажешь, комбинации хитроумные, но довольно быстро разгадываемые. Тем, кто вынашивает подобные планы, невредно принять к сведению слова начальника отдела по раскрытию краж автотранспорта управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома Николая Веремьева: практически всех лжезаявителей без труда выводят на чистую воду и привлекают к уголовной ответственности. А как вы думали? Ложный донос!

Еще одна особенность. Кражи машин - не в духе аферистов-одиночек. На них специализируются хорошо организованные преступные группы. Причем верхушка этого криминального айсберга - граждане, как правило, во всех отношениях положительные. Нередко авторы схем угона и сбыта краденых машин имеют юридическое образование. И не только. Слышали вы когда-нибудь о существовании подпольных "спецшкол", где обучают премудростям угонного дела? По слухам, один из таких "университетов" работает в Польше, "курс обучения" там обходится ни много ни мало в полторы тысячи долларов. За отдельную плату "педагоги" предлагают полный набор "инструментария", при помощи которого можно взломать любую, даже самую "навороченную", противоугонную сигнализацию. Короче говоря, уважаемые владельцы личного автотранспорта, можете гордиться: на ваши "Жигули", "Гольфы" и "Пассаты" охотятся элитарные жулики.

Дальнейшая судьба угнанных машин складывается по-разному. Те, что попроще и постарее, идут на запчасти; их маститые и новенькие собратья после замены номерных деталей отправляются к... новым хозяевам - заказчики чаще всего из России и Украины - в первозданном виде. В последнее время модно красть, что называется, "под документы". Скажем, расколошматил горе-водитель свое авто вдребезги. Какой уж тут ремонт? А скупщики документов на раздолбанные в пух и прах средства передвижения уже тут как тут. Почему бы и не продать, коль покупатель есть? Потом под эти самые документы "оформляется" заказ с описанием будущего объекта криминального внимания в малейших деталях: марка, модель, год выпуска, цвет и т.д. Только панель с номером кузова в ворованном авто меняется и всего-то... "Беспаспортная" машина за полцены уходит, а с документами - почти по рыночной стоимости. Такая может потом хоть сто раз перепродаваться. И, как правило, подвох новому владельцу открывается лишь при регистрации автомобиля в ГАИ или случайной проверке на дороге.

В рейтинге самых похищаемых лидируют "Фольксвагены" - 31 процент угнанных автомобилей - этой марки, ВАЗы составляют почти 26 процентов краденых машин, на долю "Ауди" приходится 19 процентов. В преступном мире, как и везде, предложение определяется спросом. А спрос на эти марки на постсоветском пространстве немалый. Впрочем, владельцам "Мерседесов", "Мазд" и "Нисанов" тоже расслабляться не стоит. Кто может чувствовать себя относительно спокойно, так это обладатели американских и французских авто. Их похищают редко: сбыть такой целая проблема - слишком дороги.

Владельцы большинства угнанных машин не раскошелились даже на дешевенькую систему сигнализации, дескать, толку от нее... Зря. Хитроумные приборы, которыми пользуются угонщики, настроены на взлом сложных и дорогих установок, а перед 15-долларовой, представьте себе, пасуют. Пока преступник с вашим "тазиком" будет возиться, глядишь, патруль милицейский нагрянет или сосед в окно выглянет. Оборудовать салон дополнительными системами защиты вроде скрытых разъемов, механической блокировки руля и педалей - нынче тоже не проблема. Ни к чему оставлять в машине приманки - съемную панель магнитолы, дорогие вещи. О том, что на охраняемых стоянках и в гаражах ваши машины сохраннее будут, розыскники давно твердить устали, но автолюбители по-прежнему бросают своего четырехколесного друга где попало. Но уж если охота под окнами машину держать, так воспользуйтесь советом Николая Веремьева: организуйте дворовый кооператив по охране личного автоимущества. Пару ночей в месяц пободрствуете, зато оставшиеся 28 спать будете спокойно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter