За кулисами конфликта в газете “Белорусы и рынок”

Дуэль на перьях

Трудовые споры — сюжет банальный, но вечный, на все времена. В таких случаях сор из избы стараются не выносить: антиреклама предприятию ни к чему. Но если конфликт разгорелся в медийной среде, шила в мешке не утаить. А тем более — журналистского пера.



На прошлой неделе в одной из соцсетей появилось обращение сотрудников газеты “Белорусы и рынок” к своим акционерам — ЗАО “Медиарынок”: “Заявляем о своем несогласии с методами руководства главного редактора Вешторт В.С. и проводимой главным редактором политикой в отношении творческого коллектива”. Подытоживая послание, авторы и вовсе категоричны: “Время для установления доверия между главным редактором и коллективом безвозвратно упущено”.

Ответственный секретарь Белорусского союза журналистов Сергей Сверкунов выразил сожаление по поводу происходящего:

— Эта газета в свое время была авторитетной в определенных кругах, к ней прислушивались. Думаю, происходящее в ней сегодня стало следствием общих процессов на медийном рынке. Переформатируются рекламные потоки, их доходность смещается во всемирную паутину. Добавьте сюда переориентацию читателей с бумажных на интернет-СМИ, влияние мирового экономического кризиса.

В БАЖе (Белорусской ассоциации журналистов) комментировать сложившуюся ситуацию отказались: дескать, не время. Зато стало известно, что шестеро сотрудников редакции уже написали заявления об увольнении по собственному желанию. Они планируют создать новый “деловой проект” в интернете.

Парадокс налицо: знаменитый экономический еженедельник “Белорусы и рынок” не выдерживает испытания рынком. Конечно, не он один. Падение тиражей печатных изданий, наблюдаемое в развитых странах уже несколько десятилетий, в последнюю пятилетку резко ускорилось. Пожалуй, только в Китае и Индии — медийный бум, но и там он связан лишь с ростом грамотности населения. В остальных же странах, включая нашу, газеты и журналы не могут оставаться неизменными, они вынуждены крутиться. Сегодня остановиться в развитии — значит безнадежно отстать. Это поняли многие. Поэтому и идет объединение в большие медийные холдинги. Именно потому же в начале февраля сменился состав ЗАО “Медиарынок”: одним из его акционеров стал проживающий в Польше Дмитрий Новиков, возглавляющий “Европейское радио”. Впрочем, он настаивает на том, что при покупке акций действовал исключительно как частное лицо, как бизнесмен:

— Была экономическая газета, она была лидером в своем сегменте. На сегодняшний день по разным причинам того нет, но хотелось бы, чтобы это вернулось. Издание должно начать зарабатывать.

Для этого на пост главного редактора еженедельника акционерами и была назначена Валентина Вешторт. Она тут же объявила, что газете нужны реформы:

— Газета не может существовать без денег. Но на сегодня “Белорусы и рынок” убыточна. Нужно делать ставку на качественную аналитику и эксклюзивность. Такого контента в газете сейчас недостаточно.

Естественно, журналисты восприняли подобное как камень в свой огород. Заместителя главного редактора газеты Ирину Крылович возмутило, что ее новый шеф, даже не познакомившись с коллективом, сразу же заявила, что переформатирует отделы и изменит контент издания. Принципиальная же позиция коллектива — ничего особо не менять. Журналист еженедельника Татьяна Маненок, между прочим, известный аналитик, говорит:

— Конечно, мы надеемся только на дальнейшее развитие газеты. Но и на то, что концепция сохранится, это главное условие всего коллектива.

В соцсетях и на специализированных форумах происходящее в еженедельнике “Белорусы и рынок” вызвало не меньший накал, нежели в редакции. Версий множество: от концептуальной перезагрузки до рейдерского захвата и перераспределения грантовых потоков извне

Тупиковость конфликта тем печальнее, что в редакции немало интересных и профессиональных журналистов. Еженедельник сотрудничает с известными экономистами и юристами, преуспевающими бизнесменами. За четверть века газета сумела выработать свой стиль, даже преемственность поколений. Прежний главный редактор, он же ее основатель и разработчик концепции издания, Вячеслав Ходосовский продолжает работу в должности шеф-редактора. И ротацией, похоже, доволен:

— Я остаюсь в газете, работаю. Все же надо принимать во внимание возраст, здоровье.

“Это конфликт не с новым редактором, а с новыми акционерами, — пишет один из пользователей сети. — Ребятки хотят извлечь прибыль из раскрученного бренда”. Другой иронизирует: “И это бизнес-издание! Нельзя так в лоб: “Новый редактор ломает газету, будет хуже” — кто же вас читать будет? В этом конфликте лишь масса сплетен для скандальных порталов”. “Сотрудникам необязательно критиковать решения акционеров, это не входит в их должностные инструкции. Выполняйте то, что написано в контракте, и для начала хотя бы появляйтесь на работе и пишите свои собственные статьи, а не переделывайте чужие, — советует третий. — А главред на то и главред, чтобы вести такую политику издания, какую он считает необходимой. Не нравится — открывайте свой бизнес и руководите на здоровье”.

С последним из приведенных комментариев солидарен и Дмитрий Новиков:

— Редактор должен начать работать, коллектив должен дать ему эту возможность. Газета должна продаваться, необходимо вытянуть ее из кризиса. Для этого нужно, чтобы коллектив начал сотрудничать с человеком, который, как нам кажется, понимает и знает, что нужно делать.

История во многих отношениях поучительная. Рынок диктует свои правила. И они одинаковы и для промышленного производства, и для медийной сферы. Инженеры человеческих душ, глашатаи истины, рупоры эпохи — эти характеристики в отношении СМИ, увы, годятся сегодня разве что для сундука истории. Долгое время в нашей стране сегмент негосударственных СМИ объяснял свои проблемы чем угодно, но только не потерей интереса к ним со стороны читателей. Сегодня наступил своего рода момент истины: уповать только на иностранные денежные вливания уже не приходится, нужно быть востребованным на медийном поле. Газету нужно продавать. И главный показатель применительно к газетам — тиражи. Если они падают — нужны перемены. Именно поэтому практически каждый год закрываются одни газеты, появляются или укрупняются другие. И процесс этот, похоже, необратим. Тот, кто не сумеет найти себя в новых условиях, вряд ли сможет рассчитывать на успех. Деньги, как говорят финансисты, любят счет. Это касается напрямую и медийной сферы. А некоторые сотрудники газеты “Белорусы и рынок”, похоже, до сих пор считают, что старая слава, как верная Сивка-Бурка, будет и дальше беспроблемно катить их по медийному полю...

osipov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter