Другой кинематограф

После довольно заметных премьер "Беларусьфильма" - "В августе 44-го.
После довольно заметных премьер "Беларусьфильма" - "В августе 44-го..." и "Поводырь" наш кинематограф как бы притих.

С чем связано это молчание и как его трактовать? Как затишье перед каким-то событием или просто как зимнюю спячку?

С такими вопросами корреспондент "СБ" пришла к главному редактору национальной киностудии Евгению ТАГАНОВУ.

- Евгений Иванович, понимаю, что это очень сложный вопрос, но все же задам его. Что сейчас происходит с белорусским кинематографом? Можно ли говорить о том, что вообще что-то происходит?

- Начну с небольшого отступления. Вы никогда не задавались вопросом, почему раньше творили такие великие писатели, как Пушкин, Толстой, Достоевский, а литература нашего времени такая слабая? Наверняка над этим думают многие. Я для себя так ответил на этот вопрос: литература наших дней не хуже и не лучше. Она просто другая. Так и с кинематографом. Современный белорусский - отличный от, скажем, российского или эстонского. И в этом нет ничего плохого. Он, как зеркало, отражающее время, в котором мы живем. Вы знаете, и нет такой необходимости, чтобы он был похож на российский или какой-то другой. Зритель ведь хочет ассоциировать себя с героями из близких ему предлагаемых обстоятельств. Нам присылают сценарии из Москвы. Но для того, чтобы их ставить, необходима адаптация под белорусскую действительность. Разница очень ощутима. Белорусское кино - это ведь не обязательно лапти и буслы. И я также не думаю, что это хорошо, когда в коммерческих целях приглашаются российские сценаристы, режиссеры и актеры. Они делают свою работу отлично. Но при чем здесь белорусское кино? Снимают же эстонцы сами. Пусть мало, но снимают.

В продолжение темы хотелось бы сказать, что мы столкнулись с совершенно новой зрительской проблемой. Новый молодой зритель уже вырос не на воспитывающем кинематографе, а на фильмах, созданных по принципу компьютерной игры. Давайте рассмотрим такой пример. Недавний лидер проката - голливудский блокбастер "Перл-Харбор". Если рассмотреть его по принципу построения, то станет понятно: зрителя убеждают, что война - это когда герой должен добежать до цели, минуя десяток препятствий. Если это происходит, он выходит на следующий уровень сложности. В такой мотивации, казалось бы, нет ничего трагичного. Война снята так эффектно, что каждый кадр с пожаром или взрывом можно комментировать: "Как здорово!" Если, например, у героя погибает друг, то допускается, что этот персонаж на 4 секунды опустит голову. Темпоритм выстроен так, что если он задержит свою скорбь до 5 секунд, это будет восприниматься как перебор.

Кстати, и среди наших режиссеров нового поколения отмечена такая тенденция. Говоря о столь страшных явлениях, как война, упрощать все до внешних эффектов и привлекать зрителей не самыми, мягко скажем, высокими человеческими проявлениями. При этом порой довольно циничная трактовка жизни объясняется некоей новой формой киноискусства. И большинство молодых зрителей, не читающих книг, без оглядки этому верит. Недавно я столкнулся с трагикомичной ситуацией. На занятиях со своими студентами я хотел познакомить их с пьесой о Сократе. Но перед этим осторожно поинтересовался: знают ли они, кто это? Четверо из пяти пожали плечами, а пятый сказал, что это древний ученый-медик. А это, между прочим, наши будущие литераторы. Я считаю, это очень нездоровая ситуация, способная привести к необратимым последствиям. Поэтому перед современным кинематографом стоит серьезная задача - воспитывать зрителя. Этой функции кинематографа еще никто не отменял.

- И как, по-вашему, это должно происходить?

- В лучших традициях советского кино, несущего духовные ценности.

- А можете привести пример такого кино?

- В этом контексте - фильм Михаила Пташука "В августе 44-го...". Здесь мужчины остаются мужчинами. Выполняют свой долг перед Родиной и не жалуются на неудобства. Так должно быть, чтобы понятия "честь", "достоинство", "дружба", "Родина" имели важное значение для человека. Поэтому, я думаю, не случайно три новых проекта киностудии так или иначе связаны с военной тематикой. Это - "Анастасия Слуцкая", которую будет снимать Юрий Елхов. "Кукла" Дмитрия Зайцева о периоде 1949 - 1953 годов. Где главный герой - агент, окончивший школу абвера. И также планируются съемки фильма о работе милиции "Вам задание" по произведениям Николая Чергинца. В этих картинах нет прямого назидания, но есть жизненные истории, которые должны заставить зрителя задуматься.

- Евгений Иванович, есть ли у киностудии шансы на громкий успех какого-либо проекта в этом году?

- Стремление есть. Остается ждать результатов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter