Гродненские школьники сами выбрали себе меню

Друг познается в еде

Не одно поколение у нас выросло с твердой уверенностью в том, что школьное питание не может быть вкусным по определению, хотя оно и полезное, и сбалансированное. Вот факт: пищевые отходы всего лишь из одной школы, рассчитанной на 800 человек, за день могут достигать 5 килограммов. В стране примерно 3,5 тысячи школ. Значит, ежедневно тонны готовой еды уходят прямиком на помойку. Эксперимент, призванный решить проблему, десятилетиями считавшуюся неразрешимой, прошел в четырех гродненских школах. Доверив детям самим формировать меню из любимых блюд, здесь впечатлены результатом.


Идея о проведении эксперимента возникла в январе. Как–то на рабочей планерке председатель Гродненского горисполкома Мечислав Гой предложил провести опрос школьников и узнать, какие блюда они хотели бы видеть на столе во время обеда в столовой. Понимая, что первое место в списке могут занять гамбургеры, пиццы и бутерброды с красной икрой, школьников сразу предупредили: фастфуды и дорогие деликатесы вписывать не стоит. Еда должна быть разнообразной, здоровой и недорогой, чтобы семья с любым достатком могла позволить такой обед.

В гимназии № 5 меню не только составлялось, но и готовилось. Заместитель директора по воспитательной работе Алина Тонкевич вспоминает, что еще до начала анкетирования педагоги знали примерный список продуктов, от которых откажутся дети:

— Салат из морской капусты, молочный суп, кисель, напиток из шиповника, гуляш, рыба под луково–морковной подушкой, кусковая печень... Мы же не первый год видим, что уходит в отходы. Согласна, все это полезно, но только тогда, когда находится в желудке, а не в мусорке. Поэтому мы просто отказались от этих блюд. В нашем меню их теперь нет. Зато лидирующие позиции заняли запеченная картошка, курица — в любом виде, рассольник, щавель, фасолевый суп, йогурты, фрукты. Быстро нашли замену нелюбимым продуктам: рыба и печенка кусками не нравятся? А если в виде котлет или рулетиков — пожалуйста. Вместо манной каши — запеченный манник. Вместо творога — запеканка с изюмом. Вместо молочного супа — взбитые сливки, сметанное желе и йогурты. Не любите салат из белокочанной капусты, зато обожаете огурцы? Стали добавлять огурцы в капустный салат. Чаще подаем фруктовый салат, раз уж овощные у детей не особенно котируются. Дело сдвинулось. К концу первой недели эксперимента отходов заметно поубавилось, а на четвертой практически не стало!


Дети с азартом включились в новую игру. Каждый день бежали в столовую, чтобы увидеть, чьи пожелания будут выполнены на этот раз. На обед подали фасолевый суп — это же я заказывал. Попробуй, друг, это вкусно. На закуску самый настоящий «Оливье», как дома на праздники подают — с маринованными огурчиками и хорошей колбаской. Это идея соседки по парте. На горячее — картофельное пюре с кусочком курочки. Здорово! Всего пару месяцев назад за столом были совсем другие настроения... Ребята не рекламировали одноклассникам свою любимую еду, а, наоборот, отказывались от нее, заверяет директор гимназии № 5 Ольга Хитрушко:

— Достаточно одному ребенку сказать: «Это невкусно» — и от еды отказывается полкласса. Но есть, оказывается, и обратный процесс. Один человек говорит: «Это очень вкусно» — и вот уже тарелки пустые у всех, кто его услышал. Сегодня у нас питаются 100 процентов учеников, и еще ни разу мы не услышали претензии ни от родителей, ни от детей. Хотя раньше такое бывало.

Но самое удивительное в другом. Оказывается, готовить вкусно — это не только здорово, но и... недорого. Меню, составленное школьниками, запросто вложилось в предусмотренную нормативом сумму в 17.000 рублей за обед. За 4 недели эксперимента ассортимент блюд вырос вдвое. Об этом мне рассказала заведующая производством столовой гимназии № 5 Валентина Гайдаш, пока я дегустировала ученический обед: фасолевый суп, тот самый правильный «Оливье» и вкуснейшую бабку с кусочками мягкого потушенного мяса. У моей собеседницы в руках — разноцветные бумажные квадратики с детскими анкетами. Для того чтобы привести все предпочтения к общему знаменателю, пришлось изрядно потрудиться. Ну вот например: на одной карточке напротив рассольника стоит плюс, на другой — минус, а здесь — плюс и минус рядом. Так нравится детям этот рассольник или нет? Может, если подправить рецептуру, он понравится всем? Четыре недели опрашивали, беседовали, принимали во внимание, исключали, добавляли, подсчитывали... И радовались, когда все удалось так, как задумывали, делится впечатлениями Валентина Гайдаш:

— Коллектив у нас молодой, готовый идти на любые эксперименты. Я сама и еще одна наша сотрудница раньше работали в ресторане. Для нас кухня — это место для творчества. Начинали с буфета. Придумаем что–то новое и выставим на продажу. Если покупают — значит, и во время обеда съедят с удовольствием.

Предложенное ребятами меню с пристрастием изучили в Гродненском зональном центре гигиены и эпидемиологии. Для специалистов было важно, чтобы школьники получали полноценное питание, богатое витаминами и минеральными веществами, в котором соблюдался бы разумный баланс белков, жиров и углеводов. Медики помогли скомпоновать дневной рацион из новых блюд в его сегодняшнем виде.

Стоит отметить, что эксперимент со школьным питанием проходил одновременно в школах двух районов Гродно: Ленинском и Октябрьском. Комбинаты школьного питания обоих роно в проведении эксперимента действовали абсолютно автономно. Но тем не менее пришли к одинаковым результатам. Списки блюд, которые дети готовы съедать без остатка, оказались практически одинаковыми. А в Октябрьском районе даже подсчитали отходы и убедились, что с новым меню каждый ученик к концу обеда оставляет в тарелке всего около двух граммов еды...

С началом новой четверти к эксперименту подключились еще три учреждения образования Гродно: лицей № 1, средняя школа № 23 и средняя школа № 7.

Лучшие блюда, по мнению гродненских школьников:

— салат «Оливье»;

— картофельный суп с фрикадельками, суп с вермишелью и филе птицы;

— шницель из рыбы, медальоны из птицы, рулетики мясные из свинины с сыром;

— оладьи картофельные, фаршированные мясом;

— желе сметанное с какао и молочное с шоколадом;

— десерт из йогурта с фруктами, творожный десерт с фруктами;

— фруктовый салат;

— кондитерские изделия и свежая выпечка собственного производства.

Из первых уст:

Маргарита Денищик, ученица 11 «А» класса гимназии № 5:

— Пропали гуляш и кисель — мы очень благодарны. Блюд стало больше, каш разных. А то раньше гречка была уж слишком часто. Мне, например, рисовая больше нравится, а сосиска с рисовой кашей — это просто суперсочетание.

Алексей Солодуха, ученик 11 «А» класса гимназии № 5:

— Появилось больше фруктов, йогуртов, и это здорово.

Натан Шансутдинов, ученик 8 «А» класса гимназии № 5:

— А я отказывался от макарон. Остальные блюда мне и раньше нравились. Радует то, что меню стало разнообразнее.

Прямая речь

Мечислав Гой, председатель Гродненского горисполкома:

— При организации работы школ города мы учитываем все важные моменты: и чтобы тепло было, и чтобы из окон не дуло, и чтобы дети росли здоровыми, хорошо питались. Мы обратили внимание на то, что некоторая часть еды после школьного обеда уходит в мусорное ведро. Это абсолютно недопустимо. Мы понимаем, что сегодня отправить ребенка в школу — одеть его, приобрести все необходимые принадлежности, книги, обеспечить питание — это определенное материальное бремя для родителей. Поэтому было очень важно сделать так, чтобы плата, которую родители вносят за питание, использовалась эффективно и с пользой для здоровья ребенка. Пока результаты нас радуют. Но мы не спешим. Есть возможность поработать в режиме эксперимента в апреле и мае. Если он пройдет успешно, то обновим меню во всех школах города. Еще раз поинтересуемся о целесообразности такого шага и у детей, и у родителей. Проведем анкетирование.

czcz@onet.eu

Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА.

Советская Белоруссия № 66 (24948). Суббота, 9 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter