Есть ли будущее у беспилотников в Беларуси и когда они будут доставлять пиццу прямо на балкон?

Дрон среди ясного неба

Первые наши беспилотные летательные аппараты (БПЛА) поднялись в воздух в 2012 году. Сегодня с помощью дронов успешно охраняют границу, исследуют степень эрозии почв, прогнозируют урожайность, выявляют загрязнения воды и даже ловят самогонщиков. Какое будущее у дронов, выясняла корреспондент «Р».


В просторных павильонах в промышленной зоне Минска десятки специалистов  предприятия «Кванд ИС» заняты производством. Создаваемыми здесь системами автоматического управления комплектуются практически все наши беспилотники. 

— На наших беспилотных вертолетах выполняются работы по 3D-мэпингу — это нечто вроде  3D-гугл-карт, только с более высоким разрешением, — директор предприятия Сергей Тыцык с энтузиазмом рассуждает о перспективах отрасли. — Технология особенно востребована среди риелторов. Яркий тому пример — аукцион Sotheby`s. Перед продажей все его объекты облетают на беспилотниках, делая 3D-панорамы. В России эта тема плотно используется в среде инвесторов, когда  нужно удаленно посмотреть объект.

Не ошибется тот, кто назовет ближайшее будущее эрой дронов. Радует, что наша страна на передовых позициях среди их производителей. У нас наиболее известны три разработки БПЛА: «Бусел», «Гриф» и «Москит». Два «Бусла» уже более 4 лет находятся в ведении МЧС Минской области. С их помощью ищут очаги лесных пожаров и потерявшихся грибников. За плечами более 300 вылетов без единой аварии. Для сравнения: у российского аппарата «Иркут» только около 85 процентов успешных вылетов. 

«Буслы» выполняют в том числе задачи, не связанные с чрезвычайными ситуациями. Например, следят за состоянием животноводческих комплексов. Их в области более 300. Руководству не нужно объезжать каждый объект. Всю информацию с ферм с разрешением 5 сантиметров они получают с беспилотника, не выходя из кабинета.

— Есть заказы на переоборудование пилотируемых аппаратов в беспилотные для выполнения агрохимических работ, — как раз сейчас Сергей Тыцык занимается переоборудованием пилотируемого вертолета R-22 в БПЛА. — Запрещено опылять поля большими объемами химикатов. Это требует полетов на небольшой высоте — 3—5 метров. Пилоты серьезно рискуют. Такая же ситуация с биологической защитой лесов. Полеты над верхушками деревьев для распыления средств защиты от вредителей небезопасны. Мы уже провели тестовые полеты с огибанием рельефа местности на высоте 5 метров успешно.

Два оператора следят за полетом беспилотника из передвижной станции управления

Полет может длиться до 6 часов. Операторы управляют им с наземной станции. Это трейлер, внутри которого кондиционер, отопление, холодильник, чайник, туалет… Одним словом, все необходимое для комфортной работы.

Сейчас с помощью беспилотников исследуют степень эрозии почв, дают прогнозы на урожай, выявляют загрязнения водозаборов. Весной Минлесхоз посчитал лосей, косуль и оленей в одном из охотугодий Логойского района. 

Еще одно перспективное направление — высотная метеорология. Аппараты способны выполнять миссии на высоте 20 тысяч километров и возвращаться на базу невредимыми. В производственном цеху стоит термокамера, в которой электронику тестируют на морозоустойчивость — до минус 55 выдерживает спокойно. Не исключено, что вскоре их задействуют в работе Белорусской антарктической экспедиции. 

Благодаря беспилотникам сценарии голливудских блокбастеров, в которых герои управляют погодой, больше не кажутся такими уж фантастическими. Эти аппараты способны выполнять миссии внутри облаков: оперативно исследовать их и производить засев облака специальной химией в заданной точке. Соответствующие консультации и пробные полеты проводятся с противоградовой службой в Нальчике. 

Также наши специалисты работают с таллинской компанией, производящей лидары. Это лазерные радары, которые удаленно проводят экспертизу воды. Обнаружив загрязнение, система определяет границы пятна и сама принимает решение о дополнительных исследованиях, даже способна спрогнозировать вероятные последствия.

ГАИ тоже использует беспилотники. Летом с их помощью инспекторы выявляли нарушителей парковки на минских пляжах. Не исключено, что вскоре ГАИ расширит область применения дронов. Например, в случае ДТП с их помощью можно быстро и достоверно разведать обстановку. А если оснастить аппарат функцией громкоговорящей связи, то инспектор сможет удаленно дать команду освободить проезжую часть или подсказать маршрут объезда образовавшейся пробки.

Беспилотники активно используют для мониторинга объектов большой протяженности, например ЛЭП. На борту аппарата устанавливается оборудование, способное выявлять ряд неисправностей — от перегрева проводов и утечек до поваленных деревьев и незаконных строений. Опять же пилотируемой технике летать там, где нет площадок для аварийной посадки, небезопасно. Повредить можно и саму ЛЭП. Инциденты были. В  Удмуртии вертолет Robinson-44 зацепился за ЛЭП и упал в водохранилище. Пилот и четыре пассажира погибли. 

Несмотря на бесспорные преимущества, немало разговоров о безопасности дронов. Одни воспринимают их как увлекательное хобби, другие — как потенциальный источник опасности, и небезосновательно. В неумелых руках эти устройства способны причинить вред здоровью. Самый громкий инцидент случился в Англии и навсегда изменил отношение британцев к беспилотникам и их владельцам. Полуторагодовалый Оскар Уэбб лишился одного глаза после того, как оператор-любитель потерял управление над своим квадрокоптером. 

— Процедурный вопрос по аварийным ситуациям четко регламентирован. Допустим, закоротило аккумулятор и произошел полный отказ оборудования, — Сергей Тыцык моделирует ситуацию. — Как раз на такой случай система аварийного спасения аппарата должна быть независимой и полностью автоматической. При потере контроля БПЛА переходит в аварийный режим и возвращается на базу либо самостоятельно приземляется, если полет невозможен, автоматически выпускается парашют. 

Самый надежный способ обезопасить тех, кто внизу, — парашют. Если откажут основные системы и аппарат начнет быстро терять высоту, то парашют выпускается автоматически. Олег Егоров шьет спасательные парашюты не первый год.

— Это баллистическая система спасения, — Олег берет в руки круглый бокс цвета хаки диаметром 20 сантиметров. — Она рассчитана на беспилотник массой до 25 килограммов. Это легкий воздухонепроницаемый материал. Из него шьют парашюты для небольших аппаратов, которым нужен легкий, компактный и при этом высокопрочный парашют. 

К сожалению, технологии развиваются быстрее нормативно-правовой базы. В большинстве стран мира пробелы в законодательстве становятся серьезной преградой на пути коммерческого использования дронов. И наша страна не исключение. Первый шаг был сделан в конце августа. Министерство обороны совместно с Министерством транспорта и коммуникаций опубликовало постановление, в котором содержится перечень зон, где запрещено использовать авиамодели. 

— Под словом «авиамодель» понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат, — пояснили в оборонном ведомстве. 

Авиамодели не нужно регистрировать, но аппараты весом более 500 граммов должны быть промаркированы. Им запрещено взлетать выше 100 метров от земли или воды. В России, для сравнения, беспилотная техника весом до 25 килограммов вообще не сертифицируется. Что касается нашей страны, то вскоре на базе 558-го авиаремонтного завода в Барановичах планируется создать сертификационный центр БПЛА. 

Управление различными типами летательных аппаратов с помощью автопилота — самолетами, вертолетами, квадрокоптерами, дирижаблями, а также катерами и автомобилями — уже освоено. Следующий этап — работа беспилотников в группе. Бортовые ответчики позволят повысить безопасность полетов и минимизировать риск столкновения аппаратов друг с другом.

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter