Драма прямого действия

«Тэатральны куфар» Екатерины Солодухи

Различные драматургические и сценарные конкурсы в стране проводятся регулярно. И, как правило, прибавляют в наш культурный слой если не "тонны словесной руды", то уж точно несколько килограммов макулатуры. Не сказать, что продукт поступает из рук вон бесталанный. Скорее, его дальнейшим продвижением на рынке никто не занимается. Потому все и глохнет, не успев начаться.


Перекроить ситуацию хотя бы в своем локальном, но востребованном формате намерен конкурс одноактных пьес "Драма-1. Next", о начале которого объявило управление по делам культуры БГУ и оргкомитет одного из самых успешных театральных международных фестивалей Беларуси "Тэатральны куфар". Все, кто попадал в орбиту "куфара", знают: его энергия способна творить чудеса и претворять в жизнь самые невообразимые прожекты.


- Эта идея родилась года два назад или даже раньше, - вспоминает заместитель начальника управления по делам культуры БГУ, координатор международных связей Екатерина Солодуха. - И достаточно спонтанно. Сначала появился первый сборник из серии "Бiблiятэчка "Тэатральнага куфара", в который вошло 5 пьес. Они были переведены на английский язык, потому что проект, как и сам фестиваль, ориентирован на современный европейский театр. И на каком-то этапе его проведения мы задумались: а что же главное в нем? Решили, что, помимо развития студенческого театра, главное - продвигать наших драматургов.


- Иногда кажется, их у нас так много и все несчастные: нигде их не ставят, никому они не нужны. Думаете, вам удастся исправить ситуацию?


- Собственно, этот конкурс и будет пытаться выяснить: а есть ли у нас на самом деле интересные молодые драматурги? Хотят ли они публиковаться, хотят ли быть известными? Есть ли за общим скепсисом, говорильней, штампами свежие идеи?


- Почему вы решили провести конкурс именно одноактных пьес?


- Нам показалось, что это наиболее близкая студенческому театру форма выражения. Это позволит придать всему происходящему более прикладное значение: в конце концов, осуществить постановку одноактной пьесы проще. В перспективе, вполне возможно, мы придем и к многоактовым вещам. В некотором смысле "Драма-1. Next" рассчитывает на азарт молодых авторов. Дэдлайн нашего проекта - 1 июля. Согласитесь, это совсем скоро, поэтому, если произведение еще не готово, его вполне можно за это время написать.


- Допустим, я молодой, скептически настроенный драматург, и кому я доверяю свою рукопись, присылая ее по указанному адресу?


- Имена экспертов мы не называем. Они не знакомы даже между собой. Только оргкомитет знает их имена. Все для того, чтобы сохранить прозрачность и объективность оценок. Никакой корпоративности и лоббирования авторов. Эксперты будут оценивать пьесы независимо друг от друга. Но могу уверить всех, кто сомневается, - это авторитетные, всем известные люди из разных сфер искусства.


- Екатерина, проект ставит целью создать некий банк национальной драматургии. Почему до этого все попытки в этом направлении были несостоятельны?


- Мне кажется, нашему театральному миру не хватает консолидации, скоординированности действий. Мы не говорим о том, что создадим такой огромный банк, который покроет весь репертуарный голод по современному национальному материалу. Нет, мы делаем всего лишь несколько конкретных шагов по достижению определенной цели: спровоцировать появление талантливых современных пьес молодых авторов. Они будут изданы отдельным сборником.


- Можете ли вы сказать, что за 6 лет существования "Тэатральнага куфра" почувствовали, что появился пласт авторов, которые пишут хорошо, их стоит объединить? Или ваш проект лишь прощупывает почву?


- Скорее, это зондирование ситуации, да. В прошлом году после фестиваля появилось несколько критических статей и высказываний по поводу того, что в нашей программе нет национальных пьес. Вот мы и решили проверить национальных драматургов. Надеемся, что получится. Презентация сборника финалистов будет предварять нынешний "куфар". Потом мы планируем распространить сборник по библиотекам, посольствам. Все пьесы будут переведены на английский язык. Диск с переводом будет прилагаться к сборнику.


- Какие еще бонусы обещаете авторам?


- Думаю, возможность быть опубликованным и замеченным - уже неплохой бонус. Кроме того, мы будем предлагать эти произведения к постановке не только студенческим коллективам, но и профессиональным театрам, проводить широкую раскрутку финалистов, предлагать их вниманию других театральных фестивалей.


- Каждый автор, выставляющий работу на конкурс, должен заплатить взнос 20 тысяч рублей...


- Да. Мы решились на такой взнос и считаем, что это небольшая сумма. Мы уже сталкивались с издательским делом и знаем, что это недешево.


- Начало конкурса уже объявлено, есть ли резонанс?


- Надеемся на него. Знаю по опыту: творческие люди просыпаются поздно. Пока я только могу пригласить всех молодых авторов до 30 лет участвовать в нашем проекте, потому что это не только конкурс, но и широкий, современный, мобильный, интересный проект, направленный на будущее театра. Семинары, встречи, читки - все это огромный опыт для тех, кто хочет всерьез заниматься драматургией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter