Внучка нашла неопубликованную пьесу деда о гомельских партизанах

Драма из прошлого

Необычную находку решила обнародовать гомельчанка Виктория Дьяченко. Разбирая документы покойного деда — Алексея Сыромятникова, она обнаружила пьесу о партизанах и подпольщиках Гомеля. Автор руководил эвакуацией Гомеля, был активным участником партизанского движения, а после освобождения города восстанавливал его.


Виктория Дьяченко


— Пьеса пролежала в сундуке около полувека, — признается Виктория, протягивая мне пожелтевшую машинописную рукопись. Внучка неизданного гомельского автора Алексея Сыромятникова о пьесе сама узнала только недавно:

— К матери в гости приехала старшая сестра. Они начали вспоминать прошлое. Потом спорить: цела ли партизанская пьеса? Оказалось, дед написал ее о гомельских партизанах. У него были архивные документы, со многими известными партизанами он был знаком лично, не менее 6 лет потратил на сбор информации. Ездил по деревням, общался с очевидцами. После такого рассказа полезла в сундук, а там — целый партизанский архив и пьеса. Это же интереснейший исторический документ для нас, гомельчан.

...Когда читаешь пьесу Алексея Сыромятникова «Партизанские тропы», кажется, что все это уже видел в кинолентах «Беларусьфильма». Однако написана она была в 1949–51 годах, когда многие наши классики военной литературы только начинали сочинять. Главный герой — секретарь горкома Василий Рузов. Он руководит обороной города и уходом в подполье активистов. Они создают партизанский отряд, который нападает на немцев, устраивает диверсии, пускает под откос составы. Главная задача — максимально навредить не только врагу, но и коммуникациям, чтобы немцы не могли перебрасывать дополнительные части под Москву. Там идет главная битва. В пьесе есть элементы, которые будут потом названы сценарными и режиссерскими находками у других признанных авторов: умудренный опытом подпольщик–старик, пьяный немец, любовная пара под прикрытием, проницательный командир, предатель, скрывавший истинное имя, и даже набожный дедушка–снайпер. Последний молится, перед тем как подстрелить очередного немца.

Здесь есть общая цель — уничтожение стратегически важного моста, неожиданное предательство и гибель героев, не выдавших товарищей. Интересная находка — сон бабушки. Ей снится диалог Сталина с Лениным об обороне Москвы. Для современных читателей это кажется немного наивным, для автора — неотъемлемый элемент ушедшей эпохи. Есть в тексте и строчки для острословов. Например, допрос подпольщика Николая Молчанова ведет штандартенфюрер СС (нет, не Штирлиц) Мюллер. Это уже у Юлиана Семенова он дорастет до группенфюрера.


Алексей Сыромятников (слева) в центральном штабе партизанского движения.

Персонаж Василий Рузов очень похож на знаменитого гомельского партизана и подпольщика Емельяна Барыкина. С ним дружил Алексей Сыромятников. Автор в воспоминаниях намекает на исторический прототип.

В 1941–м Емельян Барыкин занимал пост секретаря Гомельского горкома партии. Под его непосредственным руководством проходила оборона города. Барыкин создал сеть подпольных групп и партизанский отряд «Большевик» на заранее подготовленной базе в Щекотовском лесу. Первый выход на железную дорогу Гомель — Жлобин Барыкин возглавлял сам. Была заложена «удочка» — мина натяжного действия. Эшелон с гитлеровцами пустили под откос. С августа 1941 года по лето 1942 года партизаны под руководством Барыкина разгромили несколько гарнизонов противника, подорвали мост через реку Вить, устроили 25 засад на шоссейных дорогах, уничтожив десятки автомашин и обозов.

Актуальная тема, идейная составляющая, реальные персонажи... Почему же пьеса так и осталась в сундуке? Может, автор писал в стол?

Нет, Алексей Сыромятников писал для сцены. Он отправил пьесу в различные театры страны. Сохранились некоторые ответы и даже оценки.

Например, комиссия по драматургии Союза советских писателей СССР дала такую рецензию: «Товарищ Сыромятников написал искреннюю, взволнованную патриотическую пьесу. Читая ее, веришь — автор все это видел и пережил сам...»


Алексей Сыромятников с супругой и дочерьми.


В государственном Белорусском драматическом театре им. Я.Коласа Сыромятников проиграл дуэль Шамякину. Вот часть театрального ответа: «К сожалению, театр не может воспользоваться пьесой товарища Сыромятникова. Так как в настоящее время занят переработкой в пьесу на аналогичную тему книги И.Шамякина «Глубокое течение».

За постановку «Партизанских троп» взялся гомельский драмтеатр, но спектакль сорвался необычным образом, рассказывает дочь Алексея Сыромятникова Галина Дьяченко:

— Пьеса уже готовилась к постановке в театре. Но события 1953 года изменили все. После смерти Сталина отцу дали указания убрать все упоминания о генералиссимусе из пьесы. Автор категорически отказался. Он сказал, что историю нельзя изменить. Придет время, и люди захотят знать правду. В итоге забрал пьесу. Так жаль, вы знаете, он всю жизнь был на работе. Только воскресенья посвящал нам с сестрой, покупал подарки, забирал гулять в парк, а вечером обязательно вел маму в театр. Это была его отдушина. И вот в его любимом театре не поставили его пьесу из–за правдивых деталей, которые месяц назад заучивали с благоговением. Насмешка судьбы...


Прототип главного героя — партизан Емельян Барыкин.

Кстати, в архиве Сыромятникова еще 3 военные пьесы: «Золотой вклад», «Крепкий сплав» и «Сильнее смерти». Правда, все они не окончены.

В семье автора надеются, что, возможно, спустя 70–лет после Победы пьесу о гомельских партизанах наконец–то поставят в Гомеле.

Прямая речь

Директор Гомельского областного драматического театра Ирина Пыркова:

— Интересный факт: пьеса гомельского автора о гомельских партизанах. Я думаю, ее обязательно должны принести в театр. Показать главному режиссеру. Поставить к 70–летию Победы мы просто не успеем. Спектакль за две недели не сделаешь. Постановки расписываются на год вперед. У нас в этом году на военную тематику знаменитая «Альпийская баллада». А вот к 71–летию Победы — почему бы нет? Но наследники автора должны быть готовы, что если режиссер берется за пьесу, он может ее переработать, особенно военную. Понимаете, она писалась для советских зрителей середины ХХ века, сейчас — ХХI век. Зритель другой. Главное, не класть рукопись обратно в сундук, а прийти к нам. Надо поработать с текстом и тогда обсуждать вопрос постановки более детально.

Братья Сыромятниковы


Об Алексее Сыромятникове даже музейным работникам Гомеля известно крайне мало. Да, был такой секретарь обкома партии по промышленности в Гомеле до войны. Подписывал документы. А больше? Жил на улице Пушкина, имел большую библиотеку и сыграл не последнюю роль в жизни города над Сожем.

Борис СыромятниковИ все–таки некоторая информация имеется. Алексей Сыромятников родился в 1904 году в Костромской губернии. Рано остался без отца. Мальчишкой пошел работать на ткацкую фабрику: болела мать, надо было кормить младшую сестру и брата. Потом шанс выбиться в люди дала комсомольская и партийная деятельность. В 1939 году он возглавляет Гомельский жирокомбинат. С 1940–го заместитель председателя Гомельского облисполкома. С начала 41–го — секретарь обкома по промышленности. Именно на его плечи ложится организация экстренной эвакуации гомельских производств. Спешка была страшная, к Гомелю приближались танки Гудериана. Тем не менее эвакуация заводов прошла успешно. Потом была работа в Центральном и Белорусском штабах партизанского движения на оперативной работе.

В истории Великой Отечественной войны яркий след оставил и младший брат Алексея — Герой Советского Союза Борис Сыромятников.

Великую Отечественную капитан Сыромятников встретил на Балтике командиром эскадрильи бомбардировщиков. За первый месяц боев на головы врага эскадрилья сбросила 5.328 килограммов бомб. В 1944–м Борис был назначен командиром 9–го гвардейского минно–торпедного авиационного полка Северного флота. 16 октября 44–го авиация Северного флота несколько раз атаковала конвой, вышедший из норвежского порта Киркенес. В трех километрах от цели в левый мотор самолета гвардии подполковника Бориса Сыромятникова угодил вражеский снаряд. Машина загорелась, но командир полка продолжал атаку, выводя другие торпедоносцы на цель. Самолет Сыромятникова выпустил две торпеды, уничтожив вражеский транспорт. И, объятый пламенем, упал в море... Посмертно мужественному летчику присвоено звание Героя Советского Союза.

Алексей пережил брата и вернулся восстанавливать ставший родным Гомель. В 1946–м он — секретарь горкома. Участие в партизанском движении и любовь к литературе вылились в то, что в начале 50–х им была написана пьеса «Партизанские тропы».

sb_gomel@mail.ru

Советская Белоруссия № 75 (24705). Среда, 22 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter