Драгметалл в остатке

Если  вы  опоздали  в  прачечную,  не  надейтесь  уйти  оттуда  с  чистым  бельем… 

Если  вы  опоздали  в  прачечную,  не  надейтесь  уйти  оттуда  с  чистым  бельем…  В  чем  еще  бывает  не  прав  клиент?

Кто из нас не пользовался услугами сферы бытового обслуживания?  Думаю, таких нет. Каждый хоть раз, да был клиентом службы быта. Но чтобы у потребителя не возникало проблем с качеством оказываемых услуг и платой за них, нелишним будет знать свои права. С вопросами читателей «Р» на эту тему мы и обратились к главному юрисконсульту Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Екатерине ГРИНЕВИЧ.

-----------------------------

— Екатерина Викторовна, Вера Шамшунова из Бреста спрашивает, обязательна ли предоплата услуг службы быта или достаточно выплаты аванса и полного расчета уже после получения услуги?

— С согласия потребителя бытовая услуга может быть оплачена им при оформлении заказа полностью или путем внесения аванса. Кроме того, нужно четко разделять составляющие цены: стоимость услуги и стоимость материала. Если выбор формы оплаты первой — право потребителя, то в отношении  оплаты стоимости материала дело обстоит иначе: материал, используемый при оказании услуги, должен быть оплачен при оформлении заказа полностью или в размере, определенном соглашением между исполнителем и потребителем, с условием окончательного расчета при приемке оказанной услуги.

-----------------------------

— Я хочу взять телевизор в службе проката. Нужна ли мне для этого прописка в городе, где находится служба? Возьмут ли у меня в залог какие-либо документы?

Надежда Яцынова, Слуцкий район

— При оформлении заказа напрокат исполнитель вправе потребовать от потребителя предъявить документ со сведениями о месте жительства, регистрации или пребывания. Но прописку в данной местности иметь не обязательно.

Правилами бытового обслуживания потребителей также определено, что исполнитель может установить в соответствии с требованиями законодательства порядок выдачи потребителям предметов проката под поручительство и (или) залог. В качестве залога не может быть использован паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

-----------------------------

– Обязательно ли заполнять договор на оказание бытовых услуг?

Иван Васильевич, Могилевская область

– На отдельные виды бытовых услуг оформление документа, подтверждающего заказ, не требуется. Это услуги парикмахерских, бань и душевых, бытовые услуги по методу самообслуживания. Также без оформления документа, но при выдаче потребителю жетона или талона, позволяющего идентифицировать заказ, может осуществляться срочная услуга или услуга, которая исполняется в присутствии потребителя, услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, ремонт обуви.  

В остальных случаях потребителю необходимо знать, что документ, подтверждающий заказ, должен оформляться в двух экземплярах или в одном экземпляре, но с выдачей корешка документа, подтверждающего заказ. Документ должен содержать информацию об исполнителе и потребителе, наименование и цену оказываемой бытовой услуги, дату оформления заказа и срок выполнения, наименование, описание, количество и цену материала (изделия), переданного потребителем для оказания услуги, цену материала исполнителя, если его цена не входит в цену оказываемой бытовой услуги, процент износа изделия, принимаемого от потребителя.

-----------------------------

— Может ли случиться, что процент износа моей вещи работник определит на глаз? Или, к примеру, завысит стоимость услуги?

Александр КАМИНСКИЙ, Гомельская область

— Конечно, нет. Процент износа изделия определяется по специальной методике, а при ее отсутствии — по соглашению между исполнителем и потребителем.

Иногда наши учреждения вправе в процессе оказания бытовой услуги изменить ее цену в случае повышения себестоимости. Но это при условии, что во время оформления заказа потребитель был предупрежден о возможном изменении цены, оказание услуги произведено в срок, а исполнителем соблюден порядок формирования новой цены.  

-----------------------------

– Слышал, что в фотоателье не имеют права без согласия заказчика разрезать проявленную пленку, а в ремонтной мастерской при замене детали на новую старую должны вернуть владельцу. Какие еще особенности оказания бытовых услуг, их специфику и нюансы должен знать потребитель, чтобы не быть обманутым?

Илья КУРАКИН, г. Витебск

– Работник фотоателье, например, не имеет права определять минимальное количество печатаемых снимков и разрезать проявленную фотопленку без согласия заказчика.

При оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, в случае обнаружения дополнительных неисправностей автомобиля, влияющих на безопасность, механик обязан проинформировать о них владельца и предложить их устранить. Если потребитель с этим не согласен, то исполнитель обязан сделать отметку в документе, подтверждающем заказ: «Механическое транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения».

В мастерских по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту металлических изделий заказчику обязаны возвратить все замененные дефектные узлы, блоки, модули и другие детали.

В ювелирной мастерской потребителю в документе, подтверждающем заказ, должны не только указать недостатки драгметалла или камня, нормативные потери и расход, но и отметить, достаточно ли их количества для производства требуемой работы, а также возможные остатки. С согласия потребителя исполнитель вправе оставить у себя неиспользованный драгоценный металл, вес которого не должен превышать 0,3 грамма, оплатив его стоимость по расчетной цене, утвержденной Минфином. Существует также перечень драгметаллов, орденов и медалей, не принимаемых в переработку.

При пошиве и ремонте меховых и кожаных изделий сдаваемые полуфабрикаты и шкурки помечаются непосредственно потребителем в присутствии исполнителя. При сдаче на выделку пушного и мехового сырья, шубной овчины они не должны иметь следов крови, грязи на волосяном покрове, прирези жира на коже.

-----------------------------

– Примут ли в химчистке пальто без этикетки, на которой указываются правила ухода за изделием? Кто должен срезать пуговицы и другую фурнитуру перед чисткой: я или работники сферы услуг?

Наталья СОЛОВЕЙ, г. Кричев

– Исполнитель определяет вид обработки изделия в соответствии с символами на маркировочной ленте, но если они частичны или маркировочной ленты нет вовсе, то заказ может быть принят, хотя и без гарантии качества. Об этом делается письменная отметка.

Заказчик обязан по требованию исполнителя снять пуговицы и другую фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе химической чистки, или пришить к изделию съемные детали. Правда, это может сделать и мастерская, но за дополнительную плату.

При получении изделия клиент обязан проверить его на месте, чтобы потом не было претензий.

-----------------------------

– Оказывается, работник службы быта иногда имеет право отказать клиенту в оказании услуг. В каких случаях?

Екатерина БОБКОВА, г. Минск

– К примеру, парикмахер может отказать потребителю в услуге, если у последнего имеются открытые раны, сыпь, пятна, шелушения на коже, изменения ногтей, волос, признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения, если потребитель одет в верхнюю или грязную одежду. Также в стрижке может быть отказано ребенку, обслуживание которого требует насильственного удержания в кресле. Если вы записались в парикмахерскую заранее, но опоздали, вас тоже могут не принять. 

При обслуживании в прачечных потребителю также следует иметь в виду, что в случае опоздания более чем на 15 минут он к стирке допущен не будет. А уплаченную сумму не возвратят, новая дата и время стирки не будут установлены. Но об этом исполнитель должен проинформировать потребителя в момент оформления заказа или предварительной записи.

-----------------------------

— Займется ли сфера услуг прокатом автомобилей?

Сергей КУРИС, г. Минск

— В основном предоставление в аренду автомобилей характерно для предприятий частной формы собственности. Это, правда, не означает, что мы не задумываемся о внедрении данного вида услуг. Вместе с тем необходимо учитывать, что закупка автотранспорта для сдачи его в аренду, а также оборудования, необходимого для его обслуживания и содержания, — дорогостоящее дело.

-----------------------------

— Будут ли вноситься изменения и дополнения в Правила бытового обслуживания потребителей?

Вадим КРАВЧЕНКО, г. Мозырь

— Уже разработан проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, который прошел первое согласование с заинтересованными сторонами.

На снимке: в качестве услуг уверены?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter