"Дожинки" пели и плясали

"Дожинки" - это как раз тот случай, когда традиции органично вырастают из национального характера.
Недавно мы смотрели по телевизору и читали в газетах репортажи из Волковыска, столицы "Дожинок" 2004 года. И, наверное, не у меня одного возникло чувство нового качества этого праздника, выросшего в значительное хозяйственное, политическое событие.Конечно, это не было похоже на южноамериканские карнавалы, когда очень много танцуют, гуляют, попутно демонстрируя миру великолепный экстерьер туземцев. Мало общего и с ежегодными шествиями шотландцев, ирландцев (день святого Патрика), когда экзотика будит национальные чувства. Мероприятия "Дожинок" не близки испанским забавам, когда толпа бежит от разъяренных быков с проворством тайфуна со славным славянским именем "Иван". И все же это общенациональное событие, где очень многое угадано, подмечено и закреплено совершенно точно и справедливо.

Абсолютно точно определена ключевая категория праздника - хлеб, а несколько шире - земля. Видимо, нет смысла подробно говорить о том, что для нашей страны эти понятия всегда были и надолго останутся ключевыми. Ведь вся жизненная философия нашего народа строилась на этих близких и понятных вещах. Важно и то, что никакая глобализация, стандартизация и прочие обобщающие категории не зачеркнут в общественном сознании хлеб и землю.

Зачем повторять общеизвестное? Да дело в том, что нельзя допустить, чтобы за "общечеловеческим" пропало "национальное". То есть на месте традиции "Дожинок" возникла традиция, скажем, вместо празднования дня "последнего снопа" отмечать день "первого аборта". А что, прецеденты уже имеются. В одном из брестских вузов студенты выпустили газету, в которой изобразили раненого воина в стенах крепости. Умирающий солдат пишет на всемирно известных кирпичах: "Даже в таком состоянии я предпочитаю оральный секс". Шкодливую руку не нашли, но речь даже не об этом конкретном случае. Разговор о том, что тот же патриотизм надо репродуцировать, не боясь, что "правильные" разговоры у кого-то вызовут зевоту.

"Дожинки" - это как раз тот случай, когда традиции органично вырастают из национального характера. Ведь если мало в крови адреналина - бегут от быков, а если в достатке терпения - растят хлеб. Причем смотрите, как расширяются границы традиции: это не просто символ окончания аграрного сезона, а формирование нового образа того или иного населенного пункта.

Гости говорят: столицы "Дожинок" по окончании действа напоминают западноевропейские городки с вековой брусчаткой, кирхой, красными черепицами крыш. Славянофил ностальгически вздохнет: а где же родимые коники, кривые переулки, колоритные персонажи, выглядывающие с завалинок?

Ну, во-первых, Западная Европа может вдруг окончиться где-нибудь на пустыре, отданном в пожизненную ренту гусиному стаду. Национальное вполне может прорезаться знакомым хрюканьем, возвещающим благословенное время приближения хозяйки. А во-вторых, стремление к чистоте и порядку нисколько не противоречит тяге к родимым осинам и серпу с цепом в сарае.

К слову, нельзя забывать, что "Дожинки" - это все же праздник, то есть мероприятие культурного характера. И вполне ясно, что это направление - одно из самых перспективных в развитии данной традиции. Только, наверное, хорошо бы под этим понятием понимать не исключительно народные песни и танцы, где два притопа и три прихлопа.

Остановимся только на одном примере. Города меняются, в том числе во время подготовки к "Дожинкам" - почему бы во время праздника не продемонстрировать на стендах, в фильмах именно этот, меняющийся облик наших городов, да еще в динамике, да еще с демонстрацией муляжей? Скажем, так, как в Бресте делают учащиеся и преподаватели политехникума, восстанавливающие архитектурный облик наших местечек? Ребята действительно творят чудеса, восстанавливая дворцы и парковые ансамбли, площади и крепости. Да ведь еще за эти вещи можно, как писали местные газеты, получать хорошие деньги. Кстати, непонятен альтруизм творцов, работающих исключительно "за идею". А может, за заработанные деньги целесообразно было бы создать творческую лабораторию, от деятельности которой была бы несомненная польза как городу, так и учащимся?

Ну, о проблемах юных архитекторов можно поговорить в иной раз, а вот о выставке архитектурных творений во время "Дожинок" - самое время. Наверное, нисколько не помешал бы выпуск фотоальбомов, где город предстал бы в развитии, хорошо бы смотрелась и нумизматическая, археологическая выставка - ведь тому же Волковыску 1000 лет. Широко известны, да и не только специалистам, работы на Шведской горе и Замчище этого города, как и книжка "Древний Волковыск", изданная археологом Зверуго. Наверняка пользовался бы успехом периодический фотоальбом "Столицы белорусских "Дожинок", где сочеталась бы как выгода коммерческая, так и государственная.

Дело, конечно, не в предложениях. Дело в людях, которым нужны как традиции, так и разговор о них.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter