Доверие в кредит

Добросовестных налогоплательщиков освободят от проверок?
Добросовестных налогоплательщиков освободят от проверок?

С таким предложением выступило Министерство по налогам и сборам. Идея, впрочем, не нова. Впервые о ней заговорили еще в 2002 году. Но интересная инициатива потухла в согласованиях. Сейчас она возрождается. По словам первого замминистра по налогам и сборам Владимира Полуяна, подготовленный документ должен вступить в силу в этом году. Что конкретно он даст предприятиям и предпринимателям?

«Тех плательщиков, которые добросовестно и точно в срок платят налоги, мы предлагаем на 5 лет освободить от плановых проверок. Внеплановые проверки, если они потребуются, будут проводиться только по согласованию с Президентом», — объяснили суть новшества в МНС.

В министерстве также подчеркнули, что количество проверок год от года снижается. В 2006–м налоговики посещали предприятия и индивидуальных предпринимателей 92.848 раз. В 2007 году — 77.540. Надо полагать, кредит налогового доверия еще больше сократит трудозатраты налоговых органов.

А тысячи директоров и главбухов сэкономят время. И избавятся от доброй порции стресса. Ведь даже порядочные плательщики сегодня волнуются во время визита налогового инспектора. Причина, по словам знакомых руководителей, в сложности налогового законодательства и бухучета. На этой почве могут «вылезти» случайные ошибки, санкции за которые никто не отменял.

Иначе оценивают ситуацию в МНС. По мнению специалистов министерства, квалификация бухгалтеров сегодня не всегда на уровне. Это и является причиной допущенных ошибок.

«А, на ваш взгляд, чем объясняется такая высокая результативность налоговых проверок: в прошлом году инспектора в 72 случаях из 100 выявляли нарушения? Что стоит за этой цифрой? Слабая подготовка бухгалтеров, сложность налоговой системы или попытки директоров скрыть доходы от государства?» — поинтересовался я у и.о. председателя Белорусского союза предпринимателей, члена рабочей группы по упрощению налоговой системы Александра Калинина.

— Причин, как всегда, несколько. Но главная, на мой взгляд, в громоздкости и путаности налогового законодательства, — считает эксперт. — Надо признать, оно совершенствуется. Количество платежей сокращается, платить налоги становится проще. Но до идеала еще далеко.

По словам Калинина, сегодня даже предприятию с небольшим оборотом приходится держать бухгалтера, а иногда и штат бухгалтеров. В этом смысле интересна практика западных стран, где компании часто не ведут бухгалтерию сами, а обращаются в специализированные фирмы или к аттестованным специалистам. Один такой специалист может оказывать услуги одновременно 30 — 40 предприятиям. «Полагаю, такую практику полезно распространять и у нас. 400 тысяч сотрудников, занимающихся отчетностью, — это слишком много для нашей экономики. Но чтобы десятки фирм обслуживались у одного бухгалтера, необходимо упростить налоговую систему и сделать ее стабильной», — уверен собеседник.

Идея же освобождения добросовестных плательщиков от налоговых проверок воспринята бизнес–сообществом как прогрессивная. Правда, представители предпринимательских союзов указывают на важный «технический» нюанс. Сегодня предприятие обязано хранить документацию до того момента, пока не прошла проверка. «Если предприятие торговли, например, получило кредит налогового доверия, то ему все пять лет придется складировать документы, — объясняет А.Калинин. — За такое время одной кассовой ленты скопятся целые мешки. Возникает справедливый вопрос: где взять площади для хранения такого объема бумаг?»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter