Дорпрофсожовский «босс»? Привилегий целый воз…

Как бывший профсоюзный активист, ныне начальник отдела Белорусской транспортной прокуратуры Такун сделал категорический вывод: вредные нравы и традиции прижились в дорпрофсоже

Прежде чем начать работать в органах прокуратуры, Александр Такун 15 лет трудился на Минском автозаводе обычным рабочим. Впрочем, не совсем обычным. Овладел специальностями токаря, шлифовщика, фрезеровщика. Последние пять лет  рабочей карьеры был наладчиком автоматических линий и агрегатных станков. За обостренное чувство справедливости, умение защищать интересы простых трудяг Такуна неоднократно избирали в профактив. Он очень дорожил оказанным доверием и старался его оправдывать. 

Недавно, после долгого перерыва, Александру Адамовичу снова пришлось вникать в нюансы профсоюзной работы, когда Белорусская транспортная прокуратура проверяла исполнение законодательства, регулирующего профсоюзную деятельность в системе Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (далее – дорпрофсож). По его отзывам, впечатление оказалось удручающим. Как бывший профсоюзный активист, ныне начальник отдела Белорусской транспортной прокуратуры Такун сделал категорический вывод: вредные нравы и традиции прижились в дорпрофсоже. Считает, что некоторые работники в первую очередь думают о своих собственных  и приближенных к ним людей интересах, а не о простых тружениках. Вот  лишь некоторые факты. 

На заседаниях президиума Минского райпрофсожа ежемесячно выделялись премии работникам аппарата в размере половины должностного оклада. Кроме указанных премий, работникам аппарата за счет средств райпрофсожа в месяц предоставлялось дополнительно не менее трех премий в размере двух должностных окладов. Например, заместителю председателя райпрофсожа В. Тарасову неоднократно выделялись солидные премии. Щедро премировалась и главный бухгалтер райпрофсожа В. Бегун. 

Такие факты не единичны. Премирование осуществлялось за счет средств профсоюзного бюджета. Эти же  работники на основании коллективного договора транспортного РУП «Минское отделение Белорусской железной дороги» также премировались ежемесячно за счет средств предприятия. Таким образом, заработная плата выборных и штатных работников профсоюза порой в несколько раз превышала заработную плату, получаемую его членами. Зарплата отдельных работников аппарата Минского райпрофсожа до недавних пор достигала 4 миллиона рублей. 

Весьма любопытно в этой профсоюзной организации распределялась материальная помощь. Например, в 2006 году поступило 520 таких обращений. Все они были удовлетворены. Но как? Более полутораста облагодетельствованных – руководители предприятий, структурных подразделений, главные специалисты. Свыше 50 человек, получивших материальную помощь, работали на должностях главного бухгалтера или бухгалтера предприятия или профкома. В процентном выражении это выглядит так: 38 % лиц, которым оказана матпомощь, относятся к категории наиболее высокооплачиваемых работников. Причем их численность не превышает 7 % от количества членов профсоюза. 

Например, воспитателю яслей Л. Петкевич для приобретения дорогостоящих лекарств отжалели только 70 тысяч рублей. Зато заместителю председателя профкома Минского локомотивного депо В. Ковецкому на эти же цели выделено 400 тысяч рублей. Почти в шесть раз больше! 

В райпрофсоже Могилевского отделения дороги не разработали до прокурорской проверки новое положение о премировании в связи с принятием коллективного договора на 2007—2009 годы. Использовали старое, в котором размеры и условия выплаты премий не были определены. Таким образом, руководители райпрофсожа (председатель Н. Семенюк, заместитель председателя Ю. Клебча, ведущие специалисты С. Мельникова, Е. Шкребова) в минувшем году дважды премированы за работу по заключению коллективного договора – из бюджета профсоюза и нанимателем. Как известно, при заключении коллективного договора профсоюз должен отстаивать интересы работников, поэтому премирование нанимателем представителей другой стороны договора ставит под сомнение добросовестность последних. Не случайно, думается, за два года в тот же райпрофсож не было обращений о защите нарушенных прав. Здесь даже не  организовали прием граждан председателем райпрофсожа и председателями первичных профорганизаций. 

В первичных организациях профсоюзов транспортными прокурорами выявлены существенные нарушения и недостатки при распоряжении материальными средствами профсоюзов. Например, в профорганизации Оршанской дистанции гражданских сооружений на культурно-массовую работу на год выделялось 9 миллионов рублей, фактически израсходовано 21,3 миллиона. В том числе 437 тысяч – на проведение Дня здоровья 10 февраля минувшего года. На эти средства приобретались продукты питания и спиртное, причем из 42 участников мероприятия 20 не были членами профсоюза. Более 6 миллионов израсходовано за два года на приобретение билетов на фестиваль «Славянский базар в Витебске», и при этом профком ни разу не утвердил списки лиц, которым выделены билеты. На четыре из пяти концертов по несколько билетов получил начальник дистанции. Также установлено, что в некоторых случаях количество приобретенных билетов не соответствовало количеству распределенных. Например, кому распределены недостающие билеты в Минский цирк, никто из должностных лиц профкома так и не смог дать ответ. 

Такое  крохоборство особенно раздражает Александра Такуна. Когда-то он в своей профсоюзной группе во времена тотального дефицита все делил незамысловато, но прозрачно. Бросал фантики в шапку, и каждый вытаскивал себе номерок. Одному перепадали кроссовки, другому – бытовая техника, третьему – не доставалось ничего, но он не был в обиде. Потому что все делалось по-честному, по принятым коллегиально условиям. 

Сейчас времена, похоже, изменились. Или просто переродились многие профсоюзные вожди из того же дорпрофсожа? Они не думают о прозрачности, честности во взаимоотношениях с членами своих организаций. Озабочены главным образом тем, как удовлетворить собственные запросы и запросы нужных им людей. 

Все это негативно сказывается на деятельности, реноме Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, который призван защищать профессиональные, трудовые, социально-экономические права и интересы членов дорпрофсожа, контролировать организацию и оплату  труда, экономно и эффективно использовать общественные средства и иное имущество. Факты, вскрытые транспортными прокурорами, свидетельствуют о, мягко говоря, ненадлежащем исполнении профсоюзными руководителями своих обязанностей. 

Не случайно Белорусский транспортный прокурор Анатолий Дудкин направил представление начальнику объединения «Белорусская железная дорога» В. Жерело и председателю Белорусского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей О. Виннику. Он потребовал принять действенные меры по устранению выявленных нарушений законодательства о профессиональных союзах, привлечь к ответственности тех, кто злоупотреблял своим положением. Нельзя мириться с укореняющейся тенденцией: если кто-то дорпрофсожовский «босс», то привилегий у него целый воз. И маленькая тележка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter