Дорожное терпение

Ям и трещин на магистралях все больше, денег на ремонт - все меньше.
Ям и трещин на магистралях все больше, денег на ремонт - все меньше.

На днях дорожное ведомство получило малоприятное известие: финансирование отрасли на нынешний год "уточнено" таким образом, что оно сократилось на 28,5 млрд. рублей. Соответственно приходится уменьшать физические объемы работ. Между тем состояние наших шоссе и так напоминает больного - сердечника в период обострения.

Недавно, например, на коллегии департамента "Белавтодор" прозвучали такие цифры и факты: без малого половина республиканских дорог нуждается в ремонте, но средств на это нет. Среднего и капитального ремонта дорог также выполняется около половины от потребности.

И что хуже всего - сокращается запас прочности автодорог на фоне роста автомобильных перевозок тяжелыми грузовиками. Нормативным требованиям соответствует только каждый третий километр магистралей. Между тем условия проезда тяжеловозов становятся все более либеральными. Снижается взимаемая с них плата, для многих категорий перевозчиков снимаются сезонные ограничения, обычно вводимые весной и осенью.

Конечно, транспортные предприятия, бюджет страны в целом получают благодаря этому некоторую прибыль. Но вот до дорожников она, как видим, не доходит. Не удается даже компенсировать ущерб, возникающий из-за роста интенсивности перевозок. В итоге без малого на тысяче километров пути произошло существенное ухудшение покрытия, а более чем на 150 километрах оно, как считает директор департамента "Белавтодор", первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Александр Минин, фактически разрушено. Только республиканским автодорогам и только этой весной тяжеловесные транспортные средства нанесли ущерб на 23 млн. долларов.

И вот очередное урезание дорожного бюджета. Его инициаторы ссылаются на то, что казна недобирает налогов с продажи автомобильного топлива. Ясно, однако, что меньше ездить не стали. Просто наше ценообразование настолько специфично, что ГСМ у нас дороже, чем в России. В итоге "дальнобойщики", да и просто многие другие автовладельцы из приграничья заправляются там. В соседний бюджет идут и налоги. С другой стороны, целая отрасль, аграрная, снабжается в период посевной - уборочной фактически бесплатно или за полцены, также не платя за горючее налоги.

Дорога, конечно, как и бумага, все стерпит. Но вот как скажется плачевное ее состояние на сроках доставки грузов и пассажиров, расходах на автотранспорт, транзите международных перевозчиков? Ясно, что попытка сэкономить на ремонте уже в ближайшие годы обернется многократно большими потерями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter