Дорожная

О дорожном хозяйстве

Размышлял давеча над двумя хрестоматийными бедами. Примерял их к нашей действительности. Не клеилось. Чему и радовался.


По стране езжу много и с удовольствием. Не только по автострадам республиканского значения. Нередко сворачиваю и на областные, и на районные дороги. Не автобаны, конечно, но со своей «несущей» функцией в большинстве своем справляются вполне прилично. Разрешенные 90 километров в час на них можно держать уверенно без риска «убить» подвеску. А рабочими в оранжевой униформе, подкашивающими в лес траву на обочинах дорог между райцентрами, я просто горжусь. При встречах с ними удивленные лица друзей и родственников из соседних стран доставляют мне особое удовольствие.


В общем, дороги — беда не наша. Их место скорее даже на противоположном, антонимичном, полюсе. Где–то ближе к национальному достоянию. А классическая вторая беда? Тревожусь, что ее статус могут занять те, кто по дорогам ездит. Что, собственно, и послужило поводом для размышлений.


Наши дороги могут стать платными. Эту новость информационные агентства принесли из департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций. К счастью, не все. Речь идет пока о транзитных направлениях общей протяженностью 2,5 — 3 тысячи километров. Например, дорога от Бигосово — Латвия — Витебск — Полоцк — Россия, или Брузги — Гродно–М–1, или Берестовица — Барановичи–М–1. Неприятное известие для тех, кто часто ездит по этим направлениям. Но может, они утешатся предположением, что для белорусов тарифы на проезд будут ниже, чем для иностранцев. Не дает покоя только мысль, что первый опыт будет расценен как передовой и достойный распространения.


Платные дороги во всем мире, разумеется, не диковина. Но штука в том, что они, как правило, частные. Инвестор за свои деньги отстраивает путь высокого комфорта. А у водителя всегда есть выбор: мчаться по нему с ветерком и в свое удовольствие либо не спеша и бесплатно двигаться по муниципальной альтернативе. В нашем же случае параллельных вариантов, разумеется, не предусматривается. Если только не рассматривать в качестве них многокилометровые окружные маневры. Хотя в приграничье и их, пожалуй, не найти.


А теперь задумаемся: почему у иностранцев в такой ситуации всегда есть выбор? А ответ прост. Там любят налогоплательщика. Побаиваются и хотя бы в силу этого стараются делать вид, что любят. Попробуй поставь там кассу на муниципальной дороге. На следующий же день начнется головная боль в виде демонстраций недовольных с требованием отчета о том, на что потратили их честно перечисленные в бюджет деньги. И как так получилось, что их не хватило на содержание какого–то участка, покрытого асфальтом?


У нас все иначе? С точки зрения ментальности — возможно. Мы еще не привыкли к тому, чтобы считать свои деньги в государственной казне. В остальном же система если и не полностью идентичная, то очень схожая. Бюджетная работа во всем мире кроится по одному лекалу. Изобрести велосипед здесь сложно. Налоговые поступления собираются в одном месте, а затем делятся на разные государственные нужды. В том числе и на содержание дорог.


У нас тоже есть дорожный фонд. Законом о бюджете на этот год определено его финансирование в сумме чуть меньшей 1,8 трлн. рублей. Солидно. Чтобы понять масштаб, приведу еще несколько цифр бюджетных ассигнований, запланированных на этот год: национальная оборона — немногим более 1,2 трлн. рублей, образование — почти 1,3 триллиона. Здравоохранение — триллион. Согласитесь, впечатляет.


Я понимаю, что дорожное хозяйство — сфера весьма капиталоемкая. Строительство новых дорог, ремонт старых требуют вложений, и немалых. Человеку, подкашивающему обочины, зарплату тоже платить нужно. Мне нравятся наши дороги. Они хороши. Спасибо тем, кто их такими сделал. Я готов за это платить. И плачу. Отдавая часть своего дохода казне, как и каждый работающий гражданин. Но я не понимаю: почему я должен платить дважды? Другое дело — заезжие иностранцы. Своим долларом или евро вклада в наше дорожное хозяйство они не делают, а колесами асфальт бьют. Вот пусть и компенсируют ущерб. А если еще и с белорусов плату брать, то это, на мой взгляд, можно сравнить только с одной процедурой. Попыткой снять две шкуры с добытого на охоте зверя. Потому–то мне и почудилась попытка сделать из автомобилистов вторую беду...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter