Дорогой променад в дорогом Вильнюсе

Для  меня  так  и  осталось  загадкой,  что  же  выиграли  рядовые  литовцы  от  вступления  в  Евросоюз

Для  меня  так  и  осталось  загадкой,  что  же  выиграли  рядовые  литовцы  от  вступления  в  Евросоюз 

Несколько дней назад я вернулась из Вильнюса. Вояж был прощальный, а оттого немного грустный. Расставалась с родственниками и знакомыми, любимыми улочками города. Уж не знаю, на сколько лет – шенгенская виза в 60 евро станет своего рода железным занавесом в гостеприимную страну не только для моей семьи, но и многих таких же, как и я, среднестатистических белорусов. Безрадостные перспективы расстроили не только соотечественников – сами литовцы не могут примириться с тем неизбежным фактом, что поток гостей из страны-соседки уже в 2008-м внезапно иссякнет. 

И это, доложу я вам, далеко не последняя «гримаса» новой литовской реальности. Достаточно совершить небольшой променад по «евросоюзной» столице, как деньги начинают улетучиваться, только держи. Полдоллара за одну поездку на автобусе-троллейбусе (доллар – это 2 лита 40 центов) – это вам не 600 рублей, не заплатишь – вкатят непомерный штраф. За маленькую бутылочку «Бонаквы» в уличном киоске придется выложить 3 лита. Да и чашечку кофе  во всевозможных «дабблах-экспресс» на проспекте Гедиминаса и в других кафе-барах меньше чем за 4 лита не купишь (но за это и не жалко: в Минске так варить не умеют). 

Захожу в вильнюсскую аптеку. От цен на самые элементарные препараты, что необходимы каждому в повседневной жизни, белоруса запросто может хватить сердечный приступ. Аналог валидола – 4 лита, пакетик активированного угля – 1 лит. Валерьянка, цитрамон, аспирин — все в красивой импортной упаковке, но литовцу от этого не легче. Уж больно дороги. Ему бы белорусских лекарств (копеечных угля и валерьянки) или украинских, но в Евросоюзе не положено. 

Как журналист, не могу пройти мимо киоска со свежей прессой.  За толстушку «Репаблику» (выходит, как на литовском, так и на русском) вынь да положь 2 лита 50 центов. За самую популярную газету «Литовас Ритас» — 3 лита 50 центов. Трудно, согласитесь, за такие деньги зачитаться. Есть, конечно, газеты и по 50 центов, но далеко не такие авторитетные. 

— Да за все, что ни возьми, платим! — посетовала знакомая Бирута. — Вчера вот за плановый медосмотр 20 лит отдала. Недешевая у нас медицина, хотя формально бесплатная. А жилье какое дорогое! Да, кредиты на строительство для семьи под 3—4 процента годовых — это не 12—15 процентов, как у вас. Но квартиры все же не одну сотню тысяч долларов стоят, не всякий и кредит под такое дело возьмет. А что до коммунальных услуг, то вы, минчане, на рост их стоимости не жалуйтесь. Наши все равно не догоните.   

И действительно, минимум, что выкладывают наши родственники-пенсионеры в микрорайоне Каролинишки за стандартную «двушку» — 130 у.е. летом и в период отопления – 180 у.е. (по нашим меркам и сейчас немыслимая плата). Пенсия у супруга  где-то лит 800, это много для Литвы, но он ее и заработал – как-никак заслуженный учитель. У его жены – всего 400 лит (и это еще не самая маленькая пенсия в стране, бывает и 150 лит, и 300, потолок – 1000 лит с небольшим). Если прибавить к жилью стоимость на продукты питания (а по многим позициям они дороже, чем у нас), то ни на что другое уже не хватит. Одеваться в дорогих бутиках многим не по карману, и средний литовец устремляется обычно на знаменитый рынок Горюнай, где можно вполцены купить всякую всячину. 

Справедливости ради, товарному изобилию в Литве можно позавидовать. Всю страну опутали сети бесчисленных «makxim», «iki» и прочих гиперов, где можно неплохо и сравнительно недорого затариться (правда, и здесь с момента вступления страны в Евросоюз цены выросли, а товаров стало куда меньше). Удивляться тут нечему. Конкуренция – это раз, многолетние традиции – два (в отличие от Минска, где первый гипермаркет открылся два года назад, здесь их уже было полным-полно). А гигантский торгово-развлекательный комплекс «Акрополис» и по сей день считается крупнейшим в Европе «ангаром». С одной стороны, товарное раздолье и система многочисленных скидок на руку рядовому потребителю. С другой – в загоне оказались промышленность и сельское хозяйство, которые, по рассказам моих литовцев, фактически в упадке. Более того, изумительного качества сельхозпродукты – колбаса, масло, сыры – могут скоро и вовсе запретить производить. А что, вошли в Евросоюз — извини-подвинься. Продавай то, что навяжем мы, чиновники из Еврокомиссии. «То», прямо скажем, и в подметки не годится литовскому натурпродукту, но чиновников это, понятно, не волнует. 

Кто-то скажет: ну так у них, евросоюзовцев, и зарплаты побольше наших. Как бы не так. Если уж ведем речь о людях обычных, то литовцы большой удачей считают зарплату в 900—1000 лит. И то нужно поднапрячься, на нескольких работах повкалывать, чтобы эти деньги получить. Наша знакомая Елена – воспитатель в вильнюсской  школе-интернате — работает на двух ставках без передыху, получает 1100 лит и очень довольна. По тамошним меркам деньги приличные. Ну ведь и у нас люди похожих специальностей столько получают. 

Словом, лично для меня так и осталось загадкой, что же  выиграли рядовые литовцы от недавнего вступления в Евросоюз. Что-то я не увидела, чтобы обещанные небывалые финансовые вливания от друзей из Европы (о сногсшибательных перспективах мне вильнюсские товарищи с восторгом рассказывали еще два года назад) как-то сильно изменили облик того же Вильнюса. Но, возможно, просто «еще не вечер». Пока же, присмотревшись попристальнее к жизни и быту простых людей в Литве, как-то уходит желание приобщиться к пресловутым западным ценностям в таком вот формате. Если сравнивать, то в нашей стране, выбравшей свой путь, по мнению кого-то и небесспорный, простым людям живется на том же бытовом уровне все-таки комфортнее. 

— Я бы мечтал поселиться у вас в Беларуси! Вы там как у Христа за пазухой, не понимаете только, — пытался втолковать мне в поезде Вильнюс—Минск литовец. Он и слышать не хотел, что есть и у нас свои проблемы, так настрадался от собственных евросоюзовских реалий, что ли... Не знаю, вот только добрые слова о стране, в которой живешь, тронули за душу по-настоящему. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter