В марте отмечает день рождения народный артист Беларуси Владимир Гостюхин

Дорогой правды

Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин — ярчайшая и мощная фигура на советском и постсоветском кинематографическом небосклоне, объединившая в своей судьбе Россию и Беларусь. Большое счастье, что мы по праву можем считать его своим. Он всегда стремится к правде жизни на сцене и в кино. 10 марта лауреат Государственных премий СССР, БCCР и России, премии Союзного государства в области литературы и искусства, многих других наград будет принимать поздравления с днем рождения.

Артистизм в крови

Родился Владимир Гостюхин в Свердловске (ныне Екатеринбург) 10 марта 1946 года. Детство его было бедным, как и у многих его ровесников, но счастливым. «Я родился в год после Победы, — рассказывал актер. — Вернулся бы в детство, в мой послевоенный Свердловск. Гостюха был там король... По вечерам ходили в сад Вайнера, где выступали Вертинский и Утесов. Как бы я хотел уткнуться в натруженные ладони своей матери…»

К слову, его мама Александра Ивановна была актрисой самодеятельного театра. А отец Василий Павлович, участник Великой Отечественной войны, руководил Домом культуры в Алапаевске. «Отец ездил по области, искал голоса, создал хор села Покровское, на базе которого потом был основан Уральский народный хор», — вспоминал Владимир Васильевич.

Особое место в послевоенном детстве Гостюхина занимало кино: «Тарзан», «Чапаев»… Окончив школу, он поступил в радиотехникум: днем учился, а вечерами работал электриком на стадионе. Но участие в студенческом спектакле изменило жизнь Владимира: увлекся те­атром, стал заниматься в студии при Доме культуры. В 1965-м поступил в ГИТИС. Вскоре в семье случилась трагедия: от последствий ДТП умерла мама.

После окончания ГИТИСа в 1970 году Владимира призвали в армию: «Служил в прославленной гвардейской Таманской дивизии под Москвой. Сначала мотострелком, затем перевели в разведроту». Демобилизовавшись, четыре года отработал мебельщиком-реквизитором в Центральном академическом театре Советской Армии. На сцену впервые вышел почти случайно, заменив заболевшего артиста. Его первой театральной работой стала роль старшины Бокарева в спектакле «Неизвестный солдат» в 1974-м.

Встреча с Шепитько

В кино Владимир Гостюхин дебютировал еще будучи студентом ГИТИСА: ему досталась небольшая роль караульного солдата в фильме «Шестое июля», снятом по одноименной пьесе Михаила Шатрова в 1968 году Василием Карасиком на киностудии «Мосфильм». В 1970-м еще одну эпизодическую роль (Миколы Ныркова) ему доверил в своей картине «Был месяц май» Марлен Хуциев.

Но настоящую славу Гостюхину принесла военная драма Ларисы Шепитько «Восхождение», снятая в 1976 году по повести Василя Быкова «Сотников». Став 21-м претендентом на роль Рыбака, актер обошел звездных конкурентов — Владимира Высоцкого и Николая Губенко. В 1977-м фильм получил «Золотого медведя» — главный приз Берлинского кинофестиваля.

Вне стереотипов

О талантливом артисте заговорили, ролей становилось все больше: «Хождение по мукам», «Случайные пассажиры», «Время выбрало нас», «Старшина», «Предварительное расследование»… Счастливой оказалась встреча с режиссером Вадимом Абдрашитовым, в фильме которого «Охота на лис» он сыграл рабочего завода Виктора Белова.

«Владимир Гостюхин — уникальный, замечательный и очень своеобразный актер, — отмечал в 2021 году Абдрашитов в интервью автору этих строк. — Ни на кого не похожий. Он такой один, и это всегда признак таланта и мастерства. Всегда очень ответственно подходил к работе, мы с ним вместе сделали картину «Охота на лис». Ответственность, которую я наблюдал, выдает в нем, конечно, мастера. Для меня мастер — это тот, кто не просто использует то, что дано ему свыше, а постоянно работает над собой и своим талантом, оттачивает его».

Вадим Абдрашитов ушел в 2023-м, с нами остались его прекрасные фильмы…

Неустанный поиск

Крайне плодотворными оказались для Владимира Василь­евича 1980-е годы. Картины «Белый ворон», «Магистраль», «Лунная радуга», «Возьму твою боль», «Берег» демонстрируют широкий диапазон его возможностей.

Хитом стал телевизионный сериал Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» по Жюлю Верну, в котором Гостюхин сыграл майора Мак-Наббса. В каждой новой роли («Зина-Зинуля», «Знак беды», «Моонзунд», «Без солнца») раскрывались новые грани его таланта. Большой самоотдачи потребовала от актера роль Кузнецова в драме Михаила Пташука «Наш бронепоезд». Как и образ Алексея Воробьева в фильме Александра Итыгилова «Смиренное кладбище». За эти работы Гостюхин в 1988 и 1989 годах становился лучшим актером СССР на кинофестивале «Созвездие» в тогдашнем Калинине (сейчас снова Тверь), где собиралась кинематографическая элита и оценивала творцов по гамбургскому счету.

Михалков, Балабанов, Овчаров…

Встреча с Никитой Михалковым подарила Владимиру Гостюхину две работы: короткометражный фильм «Автостоп» и притчу «Урга — территория любви», которая в 1991 году прогремела на Венецианском фестивале и получила «Золотого льва».

В 1990-е произошел крен в сторону остросюжетного кино, и оно, конечно же, не могло обойтись без Гостюхина: «Америкэн бой», «Сын за отца», «Мужской талисман»… Большой зрительский интерес вызвала драма «Генерал», рассказывающая о судьбе легендарного советского генерала Александра Горбатова. Снялся актер и у Алексея Балабанова (кстати, тоже свердловчанина) в картине «Война».

Также были съемки у Сергея Овчарова. Сыграв атамана Платова у него в «Левше» еще в 1986 году, в 2001-м Владимир Гостюхин предстал в его фильме «Сказ про Федота-стрельца» по мотивам пьесы Леонида Филатова — еще в одной генеральской роли.

С неожиданной стороны показала актера и драма Валерия Рыбарева «Прикованный». До этого Гостюхин снимался у него в кинолентах «Живой срез» и «Чужая вотчина».

В 1997-м Владимир Васильевич и сам выступил в качестве режиссера, поставив на «Беларусьфильме» мелодраму «Ботанический сад».

Семейный дуэт

Вместе с четвертой супругой актрисой Аллой Пролич его можно было видеть в Минске на подмостках Театра-студии киноактера в мелодраме «Миленький ты мой» — совместной режиссерской работе Владимира Гостюхина и худрука коллектива Александра Ефремова. Как режиссер он также поставил в этом театре поэму Сергея Есенина «Анна Снегина» и спектакль «Механический человек».

Кстати, именно Гостюхин сыграл главную роль в первом спектакле Театра-студии киноактера «Вся его жизнь», который создал Валерий Анисенко по мотивам киноповести Евгения Габриловича «Коммунист». Премьера состоялась 30 марта 1982 года.

К сожалению, многие режиссерские киноидеи Владимира Васильевича по разным причинам не реализовались, как и мечта о собственном театре в Минске. Но оптимизма он не теряет никогда, и многим, пожалуй, в этом плане следует брать с него пример.

Народный «дальнобойщик»

Сам актер очень ценит свои роли в картинах «Око за око» Геннадия Полоки и «Волки» Александра Колбышева, в сериале «В лесах и на горах» Александра Холмского. Особая зрительская любовь досталась сериалу «Дальнобойщики» с его участием. Может, и не великое кино, но во всех смыслах народное.


Не обошлись без Гостюхина сериалы «Команда», «Пепел», «Оттепель», «Чудотворная», «Жена олигарха» и другие. С удовольствием сыграл он в военном боевике Андрея Богатырева «Красный призрак».

НЕ ПРОПУСТИТЕ

В день рождения Владимира Гостюхина телеканал «Беларусь 3» покажет психологическую драму Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе «Охота на лис». На Международном кинофестивале авторского кино в Сан-Ремо в 1981 году фильм получил приз за режиссуру, а Гостюхин — специальный приз за лучшую мужскую роль.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter