Дорогостоящая готовность

У системы образования, по сути дела, две «пусковые» даты: 1 сентября должны быть готовы начать учебный процесс, а 1 октября – встретить во всеоружии отопительный сезон. Причем вторая кампания явно лидирует и по вниманию, и по спросу, что вполне объяснимо: живем-то мы в широтах, где за обманчиво теплым сентябрем запросто может грянуть аномально морозный октябрь. Так что последняя коллегия Министерства образования, обсуждавшая степень готовности подведомственных учреждений и организаций к осенне-зимнему периоду 2005—2006 года, была достаточно строгой в своих оценках и выводах.
У системы образования, по сути дела, две «пусковые» даты: 1 сентября должны быть готовы начать учебный процесс, а 1 октября – встретить во всеоружии отопительный сезон. Причем вторая кампания явно лидирует и по вниманию, и по спросу, что вполне объяснимо: живем-то мы в широтах, где за обманчиво теплым сентябрем запросто может грянуть аномально морозный октябрь. Так что последняя коллегия Министерства образования, обсуждавшая степень готовности подведомственных учреждений и организаций к осенне-зимнему периоду 2005—2006 года, была достаточно строгой в своих оценках и выводах. Впрочем, в целом дела в школьном хозяйстве накануне «зимовки» вроде бы обстоят неплохо. На большинстве объектов образования завершены работы по ремонту котельных, теплотрасс, систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, кровель. Полным ходом идет работа по заготовке топлива. Практически везде проведены испытания оборудования котельных и теплосетей. Однако, как отмечалось на коллегии, в этом году многие учебные заведения испытывали трудности с подготовкой к зиме из-за ограниченных объемов финансирования из местных и республиканского бюджетов. Так, учреждения республиканской собственности на ремонт кровель, теплотрасс, прочие подготовительные работы получили на 15 сентября 62% от запланированных средств, коммунальной собственности – 78% (включая доходы от внебюджетной деятельности). За эти деньги приведены в порядок 92% крыш, 72% наружных инженерных сетей, выполнены внутренние сантехнические работы. В целом же на 20 сентября 73% учреждений образования имели на руках паспорта готовности потребителей тепловой энергии к отопительному сезону, подписанные соответствующими службами. Остальных обязали подтянуться буквально за 24 часа… Однако не все районы и школы оказались в финансовом состоянии выполнить предписания, в частности, органов МЧС об обязательной установке систем пожарной сигнализации (по этой причине, например, почти половине школ в Витебской и Могилевской областях не были выданы паспорта готовности накануне первого сентября). Казалось бы, о чем спор? Безопасность детей превыше всего, какие могут быть оправдания по поводу отсутствия пожарной сигнализации? Но вот какая любопытная картина вырисовалась на коллегии. Знаете ли вы, что стоимость автоматической системы нынче перевалила за 10 миллионов рублей? Где взять такие деньги малокомплектной школе на 80—90 учеников? Небольшому району, в средних учебных заведениях которого детей, вместе взятых, меньше, чем в одной столичной школе, а зданий, естественно, более чем достаточно? Причем наличие сигнализации соответствующие органы считают главным условием пожарной безопасности, тогда как при грамотном соблюдении остальных и беды можно избежать, и несколько десятков деток в случае возгорания (тьфу-тьфу, конечно) успеть вывести. Но паспорта готовности подписываются лишь при наличии датчиков, по цене уже почти золотых… Кстати, говорили на коллегии начальники областных и районных управлений о том, не пора ли другим органам выяснить, почему такими темпами растут цены на эти системы, которые, по всем законам рынка, должны бы падать при значительном увеличении потребителей… Еще одна финансовая проблема связана с котельными. За десять лет в результате передачи колхозами и совхозами отопительных «точек», их количество на балансе районных отделов и управлений образования возросло на 772 единицы и достигло 2206. Что потянуло за собой значительное увеличение средств на их ремонт, содержание и закупку топлива. Причем, как оказалось, не всегда удается существенно сэкономить и при переводе котельных на более дешевые местные виды топлива, как того требует государственная программа. Так, за последних четыре года в учреждениях системы образования потребление угля уменьшилось в 5,5, мазута – в 1,5, а использование дров и торфобрикета – в 2 раза. Но присутствующий на коллегии председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович заметил, что у него уже есть обращения из ряда районов, чьи учебные заведения вынуждены искать дрова… у соседей. Выделять транспорт для доставки, привозить, пилить. Встает закономерный вопрос, выгоден ли экономически такой перевод и перевоз? (Учеными, кстати, подсчитано, что эффективность использования дров проявляется лишь в радиусе… 30 км, если везти их издалека обычным, а не специализированным транспортом, то, как говорится, овчинка выделки не стоит). Еще один источник удешевления «зимовки» – отраслевая программа по энергосбережению. Однако для того, чтобы получить экономию даже в ближайшем будущем, потратиться надо уже сегодня. На современные (и, прямо скажем, недешевые) теплосчетчики, расходомеры горячей и холодной воды, экономичные котлы, отопительное оборудование… За 8 месяцев текущего года на выполнение энергосберегающих мероприятий было израсходовано 7455 млн. рублей, в том числе за счет средств инновационного фонда – 1140 млн., бюджетных – 5036 млн.руб. Однако в целом, констатировала коллегия, реализация программы осуществляется сложно. Основная причина – дефицит финансирования за счет инновационного фонда Минэнерго и республиканского бюджета. Так, учреждения образования республиканского подчинения получили из него лишь 27,4% необходимых средств. Между тем задания по энергосбережению им никто не отменял.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter