Дорого яичко ко Христову дню

Оригинальная выставка пасхальных сувениров открылась в Гродно

Оригинальная выставка пасхальных сувениров открылась в Гродно

С радостной вестью о воскресении Христа Мария Магдалина пришла к самому римскому императору Тиберию. А поскольку не была богата, в дар властителю принесла простое куриное яйцо. Подарок со смыслом: как символ жизни и перехода из небытия в бытие.

Тиберий, однако, речам о воскресении не поверил. «Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное», — изрек он. И в тот же миг яйцо покраснело…

Так, как гласит легенда, появился в мире обычай красить на Пасху яйца и дарить их друг другу, возвещая: «Христос воскресе».

Историки же утверждают, что символическое значение яйца берет начало в более ранние времена. Яйцо как знак четырех стихий — Вселенной, начала жизни, смерти и бессмертия — воспринимали еще древние египтяне, греки, иудеи. Особый смысл этому символу придавали и славяне, считавшие, что яйцо приносит удачу любому благому начинанию. Перед первым выгоном скота на луга им прокатывали по телу животных, их хранили в кадках с семенами, чтобы вырос богатый урожай.

Дорого яичко ко Христову дню, гласит и по сей день актуальная народная мудрость. Яйцо по-прежнему остается не только символом, но и украшением Пасхи. Причем не только куриное. Праздничные яйца создаются из самых разных материалов. Какими прекрасными они становятся благодаря творческой фантазии и золотым рукам мастеров, рассказывает необычная выставка «Пасха — святаў свята», открывшаяся накануне Великого дня в Гродненском государственном музее истории религии. В музейных витринах выставлено более двухсот пасхальных яиц.

— Это экспонаты XIX — начала XXI века из наших собственных фондов и личной коллекции настоятельницы Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального монастыря игуменьи Гавриилы, — рассказывает директор музея Людмила Корнилова. — При этом собрание матушки Гавриилы в нашем музее экспонируется впервые.

Собрав воедино все две сотни пасхальных яиц, музейщики оценили их великолепие и решили: коллекция настолько интересна, что не требует дополнений, и посвятили ей целый зал, присовокупив лишь одну икону «Воскресение — Сошествие в ад» и изданное в Вильно Евангелие 1644 года. Во всех остальных витринах — самый популярный символ Великого дня во всем богатстве и разнообразии.

Есть здесь сувениры из традиционного фарфора, стекла, дерева, камня, белорусской соломки, бисера, оформленные в металле. Есть самые настоящие яйца, украшенные мастерицами в народном стиле — так называемые писанки, драпанки, восковки. У каждой из этих разновидностей — особая технология создания. Писанки, к примеру, просто раскрашиваются в несколько цветов с помощью тонкой кисточки. Изображение может быть разным: от национального орнамента до евангельского сюжета. Драпанки в чем-то сродни графике, рисунок на них процарапывается острым пером уже после покраски. На восковки же, наоборот, наносится с помощью воска перед варкой в красящем составе, а после остается бесцветным.

Что же касается фабричных сувениров, то здесь сочетание фантазии и филигранного мастерства рождает настоящие шедевры. В раскрытых створках яиц восстают миниатюрные храмы, их верхушки увенчаны крестами, с них смотрят лики святых. Есть здесь яйца-шкатулки, яйца-коробочки для сладостей, маленькие яйца-подвески на цепочках, которые принято было дарить детям, и большие подвесные яйца, украшавшие домашний киот… Есть поражающие роскошью копии знаменитых изделий Фаберже, которые, как известно, создавались ювелиром по заказам и с учетом личных пожеланий российских императоров.

— Выставка, как и положено, продлится до Троицы, — планирует директор музея.

А соседствует с ней другая не менее интересная экспозиция с оригинальным названием «У Гароднi iх можна сустрэць найчасцей». Здесь собраны изображения ангелов — произведения гродненских художников.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter