Дорога разочарований

В Лос–Анджелесе состоялась 81–я церемония вручения премии «Оскар» — самой главной кинонаграды мира

В Лос–Анджелесе состоялась 81–я церемония вручения премии «Оскар» — самой главной кинонаграды мира


Вечером 22 февраля Американская академия киноискусства раздавала «Оскары». Вполне предсказуемое и в целом естественное желание соблюсти все приличия и удовлетворить «малые» национальные и социальные группы обернулось чуть ли не конфузом. То есть вполне себе посредственные фильмы получают статуэтки, а, скажем, однозначный шедевр — трагедия «Гран Торино» Клинта Иствуда даже в списке номинантов не значится. Похоже, кинопремии превращаются в анахронизм, а великая американская кинотрадиция готовится к поминкам. Академики проявили поразительную ловкость: им удалось разом уважить бедных индийских детишек, харизматичных мертвецов, гомосексуалистов и жертв Холокоста совокупно со страдающими от комплекса вины немцами. Все довольны: овцы целы. А волков, похоже, не осталось?


Сначала казалось, что не все так плохо. Например, «Оскара» за женскую роль второго плана получила Пенелопа Крус, сыгравшая в очень печальной комедии Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона». На сексапильную истеричку–художницу можно любоваться непрерывно: заламывает руки, стреляет из пистолета, покрывает холст ташистскими узорами, не вынимая изо рта папиросы. Все уже начали думать, что такие вулканические сгустки навсегда уступили место анемичным барышням, вяло тоскующим о парижах, а тут на тебе.


Впрочем, на этом положительные впечатления заканчиваются. Премию за мужскую роль второго плана вполне ожидаемо получает (посмертно) австралиец Хит Леджер. Он, конечно, очень инфернально чавкал и жутковато водил глазами в последнем «Бэтмене» — ничего не скажешь...


Список по–настоящему серьезных разочарований открывает Кейт Уинслет — лучшая женская роль, фильм «Чтец». В скучной драме Уинслет играет неграмотную надсмотрщицу концлагеря, после войны переквалифицировавшуюся в кондукторы трамвая (кстати, очень естественный поворот). Наверное, от того, что пробивать талончики скучно, дамочка соблазняет случайно подвернувшегося под руку несовершеннолетнего пацаненка и заставляет его в перерывах между половыми актами читать вслух Гомера и комиксы. Они расстаются, мальчик становится студентом юрфака и, проходя практику в суде, встречает свою зазнобу на скамье подсудимых. Если вы ждете извращенных чувственных радостей, смотрите лучше «Ночного портье», алчете острых судебных драм — купите фильм «12 разгневанных мужчин».


Дальше — хуже. Очень достойный актер Шон Пенн сыграл в фильме Гаса Ван Сента «Харви Милк» политического гея–активиста. Собственно, даже не важно, хороший фильм получился или так себе, — киновысказывание на подобную тему всегда будет встречено прочувствованными аплодисментами. Рассуждая о ленте, необходимо соблюдать осторожность: лишнее движение языком — и до конца жизни к твоему Ф.И.О. прибавится загадочный довесок «гомофоб», а то и вовсе отправят туда, где работала в 1944–м героиня Уинслет из вышеупомянутого фильма. Разумнее просто вспомнить трогательную «оскаровскую» речь Пенна, в которой он порицает порицателей однополых браков, хвалит режиссера и американский народ, позволяющий себе выбрать президентом чернокожего. Дурацкий вопрос, почему прокатили Мики Рурка за роль в душераздирающем «Рестлере», отпадает. «Тестостерон», видимо, нынче не в моде...


Ну и, конечно, главный ужас, то есть фильм года — это экранизация ток–шоу «Кто хочет стать миллионером» под названием «Миллионер из трущоб». Картина получила 8 «Оскаров»: режиссура, операторская работа, монтаж, музыка, звук, песня, сценарий–адаптация и собственно главный приз — лучший фильм года. Британский режиссер Дэнни Бойл снимал раньше культовые фильмы про наркоманов и Ди Каприо на пляже, а теперь, наверное, в качестве (пост)имперского реверанса сварганил историю про индийского подростка, случайно сорвавшего куш на ток–шоу.


Главным конкурентом этой красочной мелодрамы была длинная и бестолковая кинорепрезентация ХХ века под названием «Загадочная история Бенджамина Баттона» от еще одного как бы нонконформиста Дэвида Финчера, но фильм, лидировавший по числу номинаций, получил только три второстепенные статуэтки. Лучшей картиной года также могли стать уже упомянутые «Чтец», «Харви Милк» или политическая драма «Фрост/Никсон». Однако в мире, утратившем стабильность, отчаянные гонки за колесом фортуны и лотереи оказываются популярнее других тем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter