Платных дорог в стране становится все больше. Но не все знают, как ими правильно пользоваться

Дорога, дорога, ты просишь так много

Платных дорог в стране становится все больше. Но не все, похоже, знают, как ими правильно пользоваться… Как не попасть впросак и не оказаться на месте гродненской учительницы, которая неожиданно для себя оказалась должна государству 3800 евро?



На Гродненщине платных участков дорог пока немного. С 1 августа прошлого года часть трассы М6 от «Брузгов» до Щучина стала платной. Это совсем небольшой участок протяженностью несколько километров. Его начало обозначено знаком «платная дорога» с легкой металлической конструкцией, так называемой рамкой. Именно по этому участку дороги каждый день с работы домой ездила гродненка Людмила Матиевич. Она учитель рисования в школе в агрогородке Обухово, что  в 20 километрах от города. Много лет  ездила на «Фиате», который то и дело ломался. Накопив денег, решила поменять «старушку». 

За машиной отправилась в соседнюю Польшу: там авто дешевле и выбор больше. Правда, выбор дался нелегко — пришлось даже какое-то время пожить в незнакомом городе. И вот удача. Серебристый «Рено меган» 2010 года. Машину пригнали из Франции всего за 7 тысяч долларов. Плюс таможенный сбор 3,5 тысячи на границе. 

«После покупки авто и проживания в Польше на руках остались копейки, рассчитывала получить зарплату и поставить машину на учет, — вспоминает события полугодовой давности Людмила Матиевич. — На таможне никто не предупредил, что уже первая моя поездка по платной дороге обойдется мне в 100 евро. Это было 15 августа. Дорога стала платной с 1 августа, транспортная инспекция начала контролировать дороги с 1 сентября, а с 16-го у нее появился специально оборудованный автомобиль. Именно в этот день транспортники включили сирену и приказали остановиться. Так я узнала, что являюсь злостной неплательщицей. К тому времени я пересекла границу платной дороги 38 раз и оказалась должна 3,8 тысячи евро». 

Молодая учительница прошла два суда — городской и областной. Оба были не в ее пользу. Не помог даже опытный адвокат. Но Людмила не чувствует своей вины. Да, ездила на машине с иностранными номерами, но ведь она гражданка Беларуси. В суде твердят одно: незнание закона не освобождает от ответственности. Но почему нельзя было уведомить о нарушении раньше? В суде она узнала, что таких незнающих много. Всего транспортным инспекторам пришлось наказать повышенным тарифом 55 человек на сумму 5,8 тысячи евро. В целом получается странная ситуация: никто не должен информировать и своевременно выдавать бортовые устройства. Таможенники не обязаны, транспортная инспекция призвана контролировать. Брошюрку с правилами проезда по платным дорогам Людмила Матиевич получила только в суде. И все равно не поняла, где взять устройство. Ехать за ним в «Брузги»? Почему на месте не предложили приобрести и установить? Ни на одной из городских заправок приборов не нашлось. 

Адвокат Вадим Черепица в недоумении. В законе четко прописано: если возникает какая-то путаница или недоработка со стороны государства, то решение принимается в пользу гражданина. Этот случай как раз из таких. Все ездят мимо знаков «платная дорога», но никаких звуковых или световых сигналов, предупреждающих водителя о том, что надо остановиться и развернуться, нет. В кармане белорусский паспорт, и владелец авто чувствует себя уверенно. Речь ведь идет об иностранцах и большегрузных автомобилях. Так думает большинство. Транспортные инспекторы говорят об альтернативных дорогах, но где они? 

«Въезд на платный участок дороги должен быть обозначен и максимально удобен для того же туриста или дальнобойщика, не говоря уже о наших водителях», — уверен Вадим Черепица. 

Начальник филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Сергей Грудзинский искренне сочувствует учительнице, но просто «вычеркнуть» долг не может. 

«Не платить могут только владельцы транспортных средств, зарегистрированных на территории Таможенного союза, все остальные — в очередь за устройствами, — напоминает Сергей Грудзинский. — Это правило распространяется на авто без номеров. Бывает, белорус приобретает авто в салоне и едет, скажем, из Гродно в Лиду. Если не приобрел устройство, придется заплатить по двойному тарифу — 100 евро. По большому счету, отсутствие устройства не является административным правонарушением. Просто водитель платит по другому тарифу. Случай с Людмилой Матиевич, конечно, из ряда вон. Надо было вовремя регистрировать авто, не было бы проблем ни ей, ни нам».

В соседней Польше, откуда прибыл автомобиль Людмилы, водители легковых авто освобождены от оплаты за передвижение по платным магистралям, в Германии автобаны отделены от бесплатных шлагбаумом. Там тебя встречают специально обученные люди, которые все грамотно и популярно объясняют. Заплатил — езжай с ветерком. Не хочешь — они же пояснят, как быстрее доехать до места назначения. Похожая ситуация и в других странах. По личному мнению того же Сергея Грудзинского, легковые машины попали в список «платников» зря. Во-первых, можно потерять энное количество туристов, которых и так особо нечем заманить. Во-вторых, количество таких дорог увеличивается, значит, число непонятных и спорных ситуаций будет только расти. В этом году введут еще один платный участок трассы Гродно—Минск — до Щучина. В ближайшее время этот список пополнит Р99 от пункта пропуска «Берестовица» до трассы М1 Брест—Москва. Еще один участок появится со стороны Литвы — от пункта пропуска «Каменный Лог» до пересечения с трассой М6 в сторону Минска. Получается, практически все дороги, ведущие от границ с соседними странами, станут платными. 

Специалисты относительно таких дорог не видят в процедуре оплаты ничего сложного. Бортовые устройства есть в пункте пропуска «Брузги», есть на некоторых заправках в Гродно. Дальше все просто: заплатили за устройство, заполнили анкету, положили деньги на счет. Остается лишь включить устройство и закрепить на лобовом стекле. Специалисты компании —оператора системы BelToll считают такой способ оплаты самым удобным. Не надо останавливаться перед шлагбаумом, выходить из машины и так далее. 

Но так, видимо, гораздо легче собирать деньги с ничего не подозревающих водителей. Вряд ли школьная учительница продолжала бы ездить на работу на авто, если бы действительно знала, что платит 100 евро в одну сторону. В один из дней ей пришлось съездить в город и обратно 2 раза — это уже 400 евро. За это время она несколько раз видела на обочине транспортного инспектора, но никто не преграждал путь машине-«француженке». Сейчас автомобиль стоит на стоянке. Его вернут только после полного погашения долга. Сама же Людмила Матиевич решила идти до конца. Следующая инстанция — Верховный Суд. Даже если там не помогут, пусть люди знают, где и как они могут потерять кровно заработанные.

Tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter